Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕНЕЦИЯ
Т. 7, С. 601-613 опубликовано: 5 декабря 2009г.


ВЕНЕЦИЯ

[итал. Venezia], г. в Италии, столица обл. Венеция (Венето), резиденция архиепископа (с 1451 - Патриарха) Римско-католической Церкви. В наст. время ок. 300 тыс. жителей. Расположена на островах Венецианской лагуны Адриатического м., историческое ядро к-рых, примерно из 20 островов вокруг о-ва Риальто (как до XIV в. называли весь город), занимает площадь ок. 30 кв. км. Город пересечен большим количеством каналов, через к-рые переброшены мосты. Главная водная артерия города - Большой канал (canal Grande), шириной от 30 до 70 м и протяженностью 3800 м. Основное сообщение осуществляется на небольших моторных судах, лодках и гондолах. Традиционно город делился на районы - сестьери (Канареджо, Сан-Марко и Кастелло - к северо-востоку от Большого канала; Санта-Кроче, Сан-Поло и Дорсо Дуро - к юго-западу). В вост. части, близ старого Арсенала, разбит парк, где проводятся крупные международные выставки - Биеннале и др. Курортом, местом отдыха и развлечений является замыкающий Венецианский архипелаг с юга о-в Лидо (ранее - Св. Николая). В наст. время В. соединена с материком мостом Свободы; ее городами-сателлитами на континенте являются Маргера и Местре, крупные индустриальные центры. В состав совр. Венецианской коммуны входят тесно связанные с ней исторически крупные о-ва Торчелло, Мурано, Бурано, Сан-Клементе, Сан-Ладзаро и др.

Основание Венеции. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт)
Основание Венеции. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт)

Основание Венеции. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт)

Город

Заселение Венецианской лагуны, начавшись, возможно, в V в., интенсивно развивалось после 568 г., когда жители рим. пров. Аквилея, спасаясь от нашествия лангобардов, бежали на острова под защиту визант. администрации, имевшей резиденцию поблизости, в г. Цивитас Нова (Гераклиана). С кон. VII в. во главе управления стояли дожи (от греч. δούξ - дука). Первоначально это был титул провинциального наместника Византийской империи; с XIII в.- титул главы города и гос-ва В., к-рый потерял юридическую связь с Византией. Третий из дожей, ипат Орсо (726-737), выступил против иконоборчества, временно победившего в Византии, и был убит. В 737-742 гг. власть над островами была передана в руки магистра - военного командующего, непосредственно подчинявшегося визант. экзарху в Равенне. С восстановлением власти дожей в 742 г. адм. центр был перенесен в Маломокко, на юго-зап. побережье о-ва Лидо, после падения Равеннского Экзархата в 751 г. В. обрела автономию под суверенитетом Византии. Основными занятиями населения были морская торговля, рыболовство, добыча и производство соли. Постепенно все большее развитие получали кораблестроение, металлообработка, производство стекла и тканей. Отразив нападения франков в 803 и 810 гг., В. оставалась в составе Византии, играя роль моста между Западом и Востоком. С перенесением на Риальто в 828 г. мощей св. ап. Марка, вывезенных купцами из Александрии, и постройкой базилики св. Марка В. становится религ. центром Запада, часто резиденцией Патриарха Градо. Крылатый лев, символ св. Марка, является эмблемой В. Находясь под суверенитетом Византии, В. укрепила власть дожей, эффективно (вместе с византийцами) боролась с набегами арабов и пиратами Адриатики. В 992 г. В. был выдан хрисовул от визант. имп. Василия II Болгаробойцы, оформивший военно-морской союз с империей и давший городу привилегии в торговле с Византией. В 999 г. В. получила от герм. имп. Оттона III особые права в коммерции на континенте и в контроле над Далмацией. Превратившись в фактически самостоятельную морскую республику, В. вместе с Византией боролась с норманнами, и имп. Алексей I Комнин передал городу права беспошлинной торговли в визант. портах (1082). Быстрое укрепление венецианских купцов на визант. рынках, особенно в К-поле, их беспрецедентные права, а также поведение порождали конфликты. В 1118 г. произошел первый открытый разрыв, когда венецианцы выступили против византийцев в Сирии и Св. земле. В 1171 г. по приказу имп. Мануила I венецианские купцы на всей территории Византии были арестованы, а их товары конфискованы. Столкновение привело к войне, и лишь в 1187 г. имп. Исаак II Ангел подтвердил венецианские привилегии и вновь заключил оборонительный союз с В. На 2-м этапе борьбы Римско-Германской империи и папства В. выступала противником имп. Фридриха I Барбароссы. Именно в В. был заключен мир между папой Александром III и герм. императором, когда последний признал папский примат и коммунальные свободы североитал. городов.

Крылатый лев — эмблема Венеции. 2-я пол. XV — нач. XVI в. Худож. В. Карпаччо (Дворец дожей)
Крылатый лев — эмблема Венеции. 2-я пол. XV — нач. XVI в. Худож. В. Карпаччо (Дворец дожей)

Крылатый лев — эмблема Венеции. 2-я пол. XV — нач. XVI в. Худож. В. Карпаччо (Дворец дожей)
В XII в. оформились органы управления Венецианской республики. Ее формальным главой стал избираемый пожизненно дож, власть к-рого ограничивалась представительными органами. На смену народному собранию (офиц. отмененному в 1423, но не собиравшемуся и ранее) с 1172 г. пришел Большой совет, состоявший из патрициев, наиболее «знатных», т. е. старинных и обладавших прочным финансовым положением, фамилий. Постепенно он делегировал часть своих полномочий др. избираемым из числа его членов ассамблеям. С 1297 г. Большой совет стал закрытым олигархическим собранием, доступ в к-рое получали лишь старшие в своем роду нобили, вписанные в т. н. Золотую книгу. Малый совет при доже принимал оперативные решения, требовавшие утверждения Большим советом, и состоял из 6 советников по числу сестьери. С присоединением к нему 3 «мудрых» он составлял др. консультативный орган - Синьорию. Для оперативного руководства политикой, навигацией, защиты торговых интересов в кон. XIII в. из состава Большого совета был выделен Совет испрошенных (Сенат), избираемый на год. Постепенно его функции расширились, и с 30-х гг. XIV в. он превратился в правительство республики, именовавшейся с XV в. «Serenissima» (Светлейшая). Республика создала эффективные органы судебной власти, уголовной и тайной полиции - Совет сорока (Кварантию, в кон. XIII в.) и Совет десяти, возникший в 1310 г. как временная комиссия по расследованию разоблаченного заговора Баямонте Тьеполо. Подавив попытку дожа Марино Фальери в 1355 г. установить в Венеции синьорию, казнив заговорщиков во главе с дожем, аристократическая олигархия укрепила органы представительной и судебной власти, превратила Совет десяти из временной комиссии в постоянный орган политического надзора и создала прочный режим патрицианской власти, не претерпевший существенных изменений до кон. XVIII в. По сути В. стала самым стабильным гос-вом Европы средневековья и раннего Нового времени с консолидированным господствующим классом, представители к-рого, как правило, проходили все ступени адм., судебной, дипломатической или военно-морской карьеры, исполняя свои должности в короткий, ограниченный законом срок и обладая высокой компетентностью. Ремесленные коллегии В. не были стеснены суровыми ограничениями, и республика считалась с их интересами. Делопроизводители (нотарии) в В. были почти исключительно клириками.

В. приняла участие в 4-м крестовом походе и предоставила флот и денежные средства его участникам. Дож Э. Дандоло (1192-1205) был одним из инициаторов изменения планов похода и направления его против христ. гос-ва. После взятия К-поля, большое количество его святынь, реликвий и художественных ценностей было перевезено в В., где и хранится поныне (Пала д'Оро, икона Богородицы Никопеи, рельефные и скульптурные изображения визант. императоров, античные бронзовые кони и мн. др.). Еще накануне штурма К-поля В. заключила с предводителями похода договор о разделе Византии. В 1204-1207 гг. В. приобрела часть кварталов К-поля, порты Корон и Модон на Пелопоннесе, города Лампсак, Галлиполи, Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли), о-ва Крит, Корфу и др. территории. Венецианский клирик Томмазо Морозини был избран лат. патриархом К-поля. Был установлен протекторат В. над рядом островов в Эгейском м., в т. ч. над Эвбеей; их управлением занимались семьи венецианских патрициев Санудо, Гизи, Дандоло и др. В 1395-1402 гг. В. управляла Афинами, а в 1423-1430 гг. Фессалоникой, в 1489 г. по договору присоединила к своим владениям королевство Кипр. В кон. XIII - нач. XIV в. венецианцы основали торговые фактории в Чёрном м.- в Солдайе (совр. Судак), Тане (совр. Азов) и Трапезунде (совр. Трабзон), в XV в.- в Синопе. Т. о. сформировалась венецианская Романия - сеть владений и факторий республики, обеспечивавших ее торговые и политические интересы во всем Вост. Средиземноморье. Подчинив высшее церковное руководство венецианской Романии папской курии, В. тем не менее допускала автономию правосл. церковных учреждений под контролем властей республики.

Торговая и политическая экспансия В. привела к столкновению с др. крупной морской республикой - Генуей. В результате ряда войн, ведшихся с переменным успехом (1261-1270, 1294-1299, 1351-1355, 1378-1381), по Туринскому мирному договору 1381 г. произошел раздел сфер влияния В. и Генуи. В. получила преобладание в Вост. Средиземноморье, Генуя - в Причерноморье.

Превращение В. в крупную морскую державу требовало создания продовольственной и сырьевой баз на континенте (терраферме, terra ferma), привлечения значительных людских ресурсов для флота, войска, ремесла. Не ограничиваясь владениями в Истрии, Албании и Далмации, В. перешла к более активной политике присоединения территорий в Италии. Ведя успешные войны против североитал. сеньоров, в 1339 г. она присоединила Тревизо, в 1404-1405 гг.- Падую, Виченцу и Верону, в 1420 г.- Фриуль, ликвидировав гос-во Аквилейского Патриархата, в 1425-1454 гг.- Брешию, Бергамо, Крему, Равенну. Укрепив владения на терраферме, В. стала могущественным континентальным гос-вом. Мирный договор с Миланом, заключенный в 1454 г. в Лоди, установил границу 2 гос-в по р. Адда.

С XV в. основной угрозой владениям и интересам В. являлась экспансия турок-османов в Анатолии и на Балканах. Они захватили Фессалонику (1430), К-поль (1453), Морею (1460), Эвбею (1470), Тану (1475), Модон и Корон (1499-1500). В 1463-1479 гг. В. вела тяжелую войну с Турцией, опираясь на поддержку Римских пап и союз с шахом Персии и Ак-Коюнлу Узун-Хасаном. Уступив ряд островных владений, республика по миру 1479 г. на условии уплаты дани сохранила основные владения в Эгеиде и Адриатике.

На первом этапе Итальянских войн (1494-1513) В. использовала разгром Неаполитанского королевства для захвата портов Апулии: Трани, Бриндизи и Отранто. После поражения Миланского герц-ства В. приобрела новые области Ломбардии с Кремоной, присоединила ряд городов Романьи. Успехи В. объединили против нее Папский престол, Францию, Испанию и герм. империю Габсбургов, и в 1508 г. оформилась антивенецианская Камбрейская лига. Несмотря на поддержку населения и городов Сев. Италии, героическую оборону Падуи (1509), крестьянские восстания против немцев и французов, В. потерпела поражение, но, используя искусную дипломатию, разъединила врагов, отказавшись от территорий в Романье в пользу папы Римского и в Юж. Италии в пользу Испании. На 2-м этапе войн (1515-1559) В. выступила под лозунгом объединения итал. гос-в против иностранных захватчиков и заключила союз с папством, Миланом, Флоренцией и Францией, создав в 1526 г. Коньякскую лигу. Лига потерпела поражение в войне с Испанией, но В. сумела сохранить независимость и свои владения. Наемные армии кондотьеров в XV в. играли все большую роль в защите республики и, отмечая их заслуги, им воздвигли конные статуи Э. Гаттамелате в Падуе и Б. Коллеони - в В.

Перемещение магистралей мировой торговли с открытием морских путей в Индию и Америку нанесло удар по экономике В., ее позиции в Вост. Средиземноморье ослабевали из-за натиска османов. Несмотря на первую крупную морскую победу в битве при Лепанто, одержанную в союзе с Испанией в 1571 г., В. по мирному договору 1573 г. уступила Турции Кипр. Кандийская война с турками (1645-1669) закончилась потерей Крита. Война с Турцией 1683-1699 гг. в союзе с Австрией, Польшей и Россией была более успешной: флот под командой Ф. Морозини захватил порты Мореи и Афины; затем были взяты Монемвасия и о-в Хиос. Во время бомбардировки Афин в 1687 г. венецианский снаряд попал в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад. Храму был нанесен непоправимый ущерб. По Карловицкому миру (1699) В. получила Морею, земли, завоеванные ею в Далмации, и ряд Ионических о-вов. Однако в результате войны 1714-1718 гг. В. утратила почти все эти территории и лишилась владений в Вост. Средиземноморье, что предопределило ее упадок как крупного гос-ва. Несмотря на прекращение войн, кризис затронул как экономику, так и политический строй республики. Под нажимом Наполеона I (Бонапарта) 12 мая 1797 г. Большой совет объявил о низложении дожа Л. Манина и ликвидации В. как гос-ва. По Кампоформийскому мирному договору 1797 г. между Францией и Австрией Бонапарт уступил В. и ее земли до р. Адидже Австрии. Аннексия В. Австрией продолжалась до дек. 1805 г., когда по Пресбургскому миру В. была присоединена к Итальянскому королевству Наполеона. После поражения Наполеона, с 1814 г. В. вновь отошла к Австрии (в составе нового Ломбардо-Венецианского королевства). Недовольство иноземным господством привело к распространению движения карбонариев и к революции 1848 г., когда временно республика была восстановлена, а дожем избран Д. Манин. После подавления революции в 1849 г. В. вновь отошла к Австрии. Присоединена к Италии в результате освободительной войны по Венскому трактату 3 окт. и плебисциту 22 окт. 1866 г.

Собор Сан-Марко. Фотография. 1996 г.
Собор Сан-Марко. Фотография. 1996 г.

Собор Сан-Марко. Фотография. 1996 г.

Архиепископство

Ок. 774/5 г. под покровительством дожей на о-ве Оливоло (Кастелло) возникло еп-ство, небесным покровителем к-рого был провозглашен вмч. Феодор Тирон. В 820-836 гг. там был воздвигнут кафедральный храм Сан-Пьетро ди Кастелло. В кон. XI в. построен собор св. Марка - символ и святыня республики. Венецианское патриаршество учреждено в 1451 г. папой Николаем V, объединившим пришедший в упадок Патриархат Градо с его суффраганом, богатым еп-ством Кастелло. Проводя независимую политику, В. нередко вступала в конфликт с Папским престолом и неск. раз (в 1204, 1483, 1509, 1605) на нее накладывался интердикт. С XIII в. и особенно с XVII в. власти республики систематически ограничивали права католич. Церкви на приобретение (особенно по завещаниям знати) и на владение недвижимым имуществом. В 1768-1786 гг. республика провела церковную реформу, упразднив значительное число мон-рей доминиканцев, кармелитов, августинцев на своей территории и секуляризировав их имущество. В 1773 г., вслед за буллой папы Климента XIV, ордена иезуитов, капуцинов, театинцев были запрещены на венецианской территории, их представители изгонялись, а имущество мон-рей подлежало секуляризации.

Колокольня собора Сан-Марко. Фотография. Кон. ХХ в.
Колокольня собора Сан-Марко. Фотография. Кон. ХХ в.

Колокольня собора Сан-Марко. Фотография. Кон. ХХ в.
Религ. политика по отношению к грекам, создавшим в В. после 1453 г. большую диаспору и проживавшим в заморских владениях В., отличалась терпимостью. В 1498 г. Совет десяти разрешил создание Братства правосл. греков под покровительством свт. Николая и утвердил его статут. В 1514 г. было разрешено строительство правосл. храма во имя св. Георгия, к-рый был воздвигнут в 1536-1577 гг. (ц. Сан-Джорджо деи Гречи). В 1577 г. К-польским Патриархом был поставлен первый правосл. митрополит В. Гавриил Севир, имевший, как впосл. и все его преемники, титул митрополита Филадельфийского. Митрополиты избирались греч. общиной В. и находились под омофором К-польского Патриарха, не признавая папского примата. В 1593 г. была открыта школа греч. и лат. словесности. В 1951 г. в В. создан Греческий ин-т визант. и поствизант. исследований, обладающий большой б-кой и музеем с ценным собранием икон.

В ср. века и Новое время В. была крупнейшим центром культуры, книгопечатания, живописи. После Болонского мира (1529-1530) в Итальянских войнах В. провозгласила отказ от экспансии на терраферме и пригласила вернуться на родину художников и интеллектуалов, став центром гуманизма. В XVIII в. она являлась одним из центров культуры Просвещения в Италии, законодательницей мод и вкусов в архитектуре, живописи, музыке и театре.

В 1468 г. кард. Виссарион Никейский подарил В. собрание более 1000 книг и рукописей, положивших начало б-ке св. Марка (Марчане), одному из лучших собраний греч. и лат. рукописей Европы (ок. 13 тыс.), пополнявшемуся мн. дарениями и приобретениями. В 1815 г. был основан Венецианский гос. архив, куда вошли богатейшие собрания документов республики. В архиве хранятся и фонды религ. орг-ций - мон-рей, братств, храмов как В., так и владений республики. Важными исследовательскими центрами с богатыми собраниями рукописей, книг, произведений искусства являются Музей Коррер (основан в 1830), Венецианский ин-т наук и искусств, ун-т Ка Фоскари, музей дворца Куэрини-Стампалия и др.

Лит.: Kretschmayr H. Geschichte von Venedig. Gotha; Stuttg., 1905-1934. 3 Bde; Thiriet F. La Romanie Vénitienne au moyen âge. P., 1959, 19752; Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов, 1963; Romanin S. Storia documentata di Venezia. Venezia, 19733. 10 vol.; Lane F. C. Venice: A Maritime Republic. Baltimore; L., 1973; Storia della cultura Veneta. Vicenza, 1976-1986. 6 vol.; Storia della cività (veneziana. Firenze, 1979. 3 vol.; Norwich J. J. A History of Venice. Bungay (Suffolk), 1983; Storia di Venezia dalle origini alla caduta della Serenissima. R., 1991-1997. 12 vol.; Карпов С. П. Путями средневековых мореходов: Черноморская навигация Венецианской республики в XIII-XV вв. М., 1994; Archivio di Stato di Venezia // Guida Generale degli Archivi di Stato Italiani. R., 1994. Vol. 4. P. 859-1148; Girgensohn D. Kirche, Politik und adelige Regierung in der Republik Venedig zu Beginn des 15. Jh. Gött., 1996. 2 Bde.
С. П. Карпов

Богослужение и церковная музыка

Литургическим центром В. является ц. Сан-Марко - капелла дожей, в силу исторических причин сыгравшая значительно бóльшую роль в церковной, политической и культурной жизни города, чем кафедральный собор Сан-Пьетро ди Кастелло (Сан-Марко стал кафедральным собором только в 1807). Богослужебный обряд Сан-Марко - «patriarchino» (патриарший) - отражает традицию, распространенную первоначально во всей В., за исключением монастырских церквей, где богослужение всегда совершалось по римскому обряду. Местные литургическая и муз. традиции, имевшие свои отличия от рим. обряда и григорианского пения, восходят к богослужению аквилейского обряда. Исследование раннего периода истории patriarchino затруднено поздним происхождением источников: напр., первый сохранившийся венецианский Церемониал был составлен только в 1564 г. После 1456 г. сфера бытования patriarchino была ограничена капеллой дожей для придания последней особой роли в политической идеологии В. В 1520 г. ц. Сан-Марко получила статус базилики. Все адм. и финансовые вопросы, касавшиеся Сан-Марко, в т. ч. его богослужения и церковной музыки, находились в ведении венецианских чиновников-прокураторов. Пристальное внимание власти к богослужению в Сан-Марко способствовало, с одной стороны, сохранению patriarchino и усилению его значения для общественно-политической жизни В., с др.- потере обрядом гибкости и жизненности.

Киворий над главным алтарем базилики Сан-Марко. Нач. XIII в. Фотография. Кон. ХХ в.
Киворий над главным алтарем базилики Сан-Марко. Нач. XIII в. Фотография. Кон. ХХ в.

Киворий над главным алтарем базилики Сан-Марко. Нач. XIII в. Фотография. Кон. ХХ в.

Первые данные о формировании в В. собственного церковного календаря, в к-рый вошли особые памяти святых, относятся к XI в. Аквилейским (фриульским) по происхождению считают получивший развитие в В. культ ап. Марка (см. также ст. Аквилея). Древними атрибутами этого культа, имевшего радостный характер, были пение и танцы. После перенесения мощей ап. Марка в В. (828), их утери и последующего обретения (1094) этот святой был выбран в качестве покровителя города вместо прежнего - вмч. Феодора Тирона. Покровительство апостола было призвано приблизить авторитет венецианского дожа к авторитету папы Римского. Эта тенденция нашла отражение в различных богослужебных чинах: коронации дожа, его литургической функции в дни св. Марка (дож вместе с 4 клириками пел ординарий мессы), погребении дожа. Ап. Марку посвящено 4 венецианских праздника: мученичество (25 апр.), перенесение мощей, обретение мощей и день освящения базилики. Имя апостола носила одна из 6 scuole grandi (купеческих благотворительных братств; ремесленники и мелкие торговцы объединялись в scuole piccole, к-рых в XV в. насчитывалось ок. 200). Венецианские композиторы не раз посвящали ап. Марку свои сочинения.

Для В. было характерно и особое значение Богородичных праздников, особенно Благовещения и Успения. Cохранилось известие о совершении литургической драмы на Благовещение в 1267 г. C непорочностью и совершенством Девы Марии в В. традиционно ассоциировались независимость и наиболее справедливое, с т. зр. создателей «венецианского мифа», политическое устройство Светлейшей республики. На 1-ю пол. XVII в. приходится новый расцвет почитания Богородицы, связанный с привезенной с Востока визант. иконой, известной как Мадонна Никопея (приписывалась ап. Луке). По решению прокураторов базилики эта икона, считавшаяся покровительницей в войне с неверными в М. Азии, была богато украшена и помещена в базилике Сан-Марко на специально обновленном алтаре св. Иоанна Крестителя. На богослужении в базилике и во время процессий по городу к ней стали обращать молитвы об избавлении от эпидемии чумы и об успехе в военных действиях. Изображение иконы печаталось в изданиях литании Деве Марии на случай войны. Венецианские композиторы (напр., А. Габриели) писали различные муз. сочинения (мотеты, литании и др.), посвященные Богородице.

Ап. Петр посвящает св. Ермагора во епископа в присутствии ап. Марка. Роспись крипты базилики в Аквилее. Кон. XII в.
Ап. Петр посвящает св. Ермагора во епископа в присутствии ап. Марка. Роспись крипты базилики в Аквилее. Кон. XII в.

Ап. Петр посвящает св. Ермагора во епископа в присутствии ап. Марка. Роспись крипты базилики в Аквилее. Кон. XII в.
Спаситель на престоле в окружении евангелистов. Фрагмент Пала д’Оро. Х–XII вв.
Спаситель на престоле в окружении евангелистов. Фрагмент Пала д’Оро. Х–XII вв.

Спаситель на престоле в окружении евангелистов. Фрагмент Пала д’Оро. Х–XII вв.

Большим почитанием в В. пользовались святые Ермагор и Фортунат - покровители соответственно Градо и Аквилеи, утверждение почитания для всей архиепископии этих святых и ап. Марка состоялось на Синоде в Градо в 1296 г. Св. защитниками города венецианцы считали великомучеников Георгия и Димитрия. К XIV в. состав памятей стал устойчивым, но развитие местного календаря продолжалось: напр., в 1524 г. в него была включена память 1-го патриарха В. архиеп. Лоренцо Джустиниани († 1455). Почитание святых часто инициировалось властями в связи с определенными событиями в политической жизни республики; в ряде случаев учреждались ежегодные процессии к храмам, носящим имена этих святых: к ц. вмц. Марины после возвращения Падуи (1509), к ц. и жен. мон-рю мц. Иустины после победы при Лепанто (7 окт. 1571) - в ходе этой процессии стал совершаться смотр scuole и всего духовенства города, к ц. мучеников Иоанна и Павла Римских после строительства при ней часовни Розария Девы Марии (1575). Весьма распространенным было почитание мощей (десницы сщмч. Киприана Карфагенского, мощей мц. Лукии и др.), отмечались дни их перенесения или обретения.

Лат. перевод псалмов, использовавшийся в богослужении Сан-Марко, отличался от принятого в Риме (т. е. от текста Вульгаты), в нек-рых случаях другими были состав и порядок используемых псалмов (наиболее часто на 2-й вечерне в дни памяти особо почитавшихся в В. святых), для их пения использовался более развитый мелос. По важнейшим праздникам (более 30 в году) с помощью специального механизма открывался внутренний золотой алтарь - Пала д'Оро (изготовлен в К-поле в 976), в остальные дни закрытый вторым, будничным алтарем - Пала фериале.

Из чина благословения моря произошел совершавшийся ежегодно в день Вознесения Господня обряд «обручения» В. с Адриатическим м., восходящий, вероятно, к нач. XI в. В XVI-XVII вв. этот обряд совершался следующим образом: дож отплывал в лодке от берега и бросал в море драгоценный перстень, часто под звуки сочиненной для этого случая «симфонии» (sinfonia).

Процессия с частицей св. Креста на Пьяцца Сан-Марко. 1496 г. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция)
Процессия с частицей св. Креста на Пьяцца Сан-Марко. 1496 г. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция)

Процессия с частицей св. Креста на Пьяцца Сан-Марко. 1496 г. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция)
Важной частью жизни В. было регулярное совершение andata - торжественной процессии высших городских чинов, разделявшихся на 3 группы в порядке старшинства, с участием дожа. В кон. XVI в. такие процессии совершались более 40 раз в году. Они являлись, с одной стороны, продолжением литургической жизни В. вне стен храмов, а с др.- манифестацией идеи гармоничного социально-политического устройства В. и авторитета дожа. В пении литаний (характерная черта andata) участвовал народ, процессии совершались по периметру Пьяцца Сан-Марко или к одной из городских церквей, где затем совершалась месса по чину patriarchino. В ряде случаев в процессии принимали участие scuoli grandi, торговые гильдии или венецианские приходы. Муз. сопровождение процессий нередко осуществляла cappella marciana, а также музыканты наиболее значительных scuole. Помимо венецианцев в andata могли участвовать иностранные паломники, путь к-рых в Св. землю лежал через В.: поклонение местным святыням считалось значимой заслугой для получения индульгенции. Представители венецианского патрициата, сопровождавшие паломников во время шествия, передавали им свечи, к-рые паломники затем увозили ко Гробу Господню, что должно было символизировать, в частности, особую духовную связь В. с Иерусалимом. Впосл., когда институт паломничества угас, на таких процессиях свечи (вместе с одеждой и денежным вспомоществованием) стали раздавать венецианским беднякам. Сохранились описания процессий на Пьяцца Сан-Марко в день Тела Христова, составленные паломниками итальянцем Пьетро Казоло, англичанином Ричардом Гилфордом (XV в.) и нидерландцем Арентом Виллемсом (1525; он описал также мессу и вечерню в базилике). Andata с участием музыкантов в день св. Марка изображена на картине Джентиле Беллини (1496), в Пальмовое воскресенье - на гравюрах Маттео Пагана (ок. 1550). 28 мая 1617 г. в честь обретения в Сан-Марко реликвариев с частицами Св. Крови, Честного Креста и др. святынями были совершены торжественная процессия на площади с 3 остановками для поклонения и месса, затем святыни были выставлены в специальном сооружении внутри базилики.

Градуал из мон-ря Сант-Андреа делла Чертоза в Венеции. Мастер К. Кортезе. Ок. 1425–1440 гг. (Marc. Lat. III. 18 (=2283). Fol. 1r)
Градуал из мон-ря Сант-Андреа делла Чертоза в Венеции. Мастер К. Кортезе. Ок. 1425–1440 гг. (Marc. Lat. III. 18 (=2283). Fol. 1r)

Градуал из мон-ря Сант-Андреа делла Чертоза в Венеции. Мастер К. Кортезе. Ок. 1425–1440 гг. (Marc. Lat. III. 18 (=2283). Fol. 1r)
Вплоть до кон. XV в. бóльшая часть сведений о церковной музыке в В. связана с Сан-Марко. В нач. XIV в. появилась традиция заказывать известным композиторам и исполнять во время офиц. церемоний мотеты в честь венецианских дожей; от того же периода сохранилось имя первого органиста Сан-Марко - Дзуччетто. В нач. XV в. при ц. Сан-Марко была организована певч. школа. В 1486 г. капелла состояла из 10 мужчин и 12 мальчиков; к 1490 г. к ним прибавилось еще 4 взрослых певчих и был построен 2-й орган. К 1525 г., судя по описанию Виллемса, кроме большой капеллы (лат. capella maior, итал. cappella grande) появилась малая капелла (capella parva, cappella piccola), состоявшая из каноников базилики. При исполнении псалмов применялся стиль alternatim - чередование мелодии и образцов многоголосия, певшихся соответственно разными частями хора. По большим праздникам отдельная группа музыкантов, стоявших на специальном возвышении (pulpitum magnum), исполняла дополнительные многоголосные песнопения. К 1564 г. малая капелла была упразднена и все певч. функции перешли к профессиональной большой капелле. Однако практика разделения хора, являвшаяся, по-видимому, традиц. для Сев. Италии, сохранилась. Многоголосные сочинения с учетом деления хора (cori spezzati) писались, возможно, еще до назначения капельмейстером собора А. Вилларта (1527). С приходом этого композитора в В. наступает эпоха расцвета богослужебной и светской полифонической музыки (см. ст. Венецианская школа), к-рому также способствовал рост числа и активности муз. издательств (крупнейшие - О. Петруччи, семейств Скотто и Гардане) и мастерских муз. инструментов.

Во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. состав капеллы Сан-Марко продолжал расти, число певчих стало доходить до 30. Появилась постоянная группа музыкантов-инструменталистов, «поддерживавшая» голоса певчих и, по-видимому, исполнявшая инструментальные произведения на праздничном богослужении и светских торжествах; на самые большие праздники к ним присоединялось до 14 музыкантов. В остальных венецианских церквах обычно было не более 4-5 певчих, в кон. XVI в. по большим праздникам к ним в подражание Сан-Марко часто добавлялись небольшие инструментальные группы. Даже в жен. мон-рях организовывались ансамбли медных духовых, участвовавшие в ставившихся там музыкально-литургических драмах. Известными капельмейстерами XVI в. были Людовико Бальбо в ц. Санта-Мариа Глориоза деи Фрари и Ипполито Баккузи в ц. Сан-Стефано.

Очередное охлаждение отношений В. с Римско-католической Церковью в нач. XVII в. способствовало сохранению местных традиций и дистанцированию от процессов унификации богослужения и упрощения церковного пения, свойственных периоду Контрреформации. Это выражалось, в частности, в том, что в XVII-XVIII вв. капельмейстеры Сан-Марко назначались только из числа местных уроженцев (исключение - Монтеверди). Новым в церковной музыке В. стало создание выразительных сольных партий как ответ на распространение монодии. В нач. XVII в. вошли в употребление сопровождение библейских чтений на Страстной седмице игрой на клавесине и соло скрипки во время возношения гостии на рождественской и пасхальной мессах.

К кон. XVII в. Сан-Марко постепенно стал утрачивать свое исключительное положение в муз. мире В.: число церковных сочинений, создававшихся по заказу базилики, резко сократилось, что во многом было связано с ухудшением ее финансового положения. В XVII - сер. XVIII в. музыканты Сан-Марко активно писали оперы для театров, в т. ч. для Сан-Джованни Кризостомо - самого престижного и дорогого из венецианских театров (согласно венецианской традиции, театры назывались в честь святых или праздников). Др. соперниками венецианской базилики на муз. поприще стали капеллы (консерватории), открытые в XVII в. при 4 ospedali (приютах для сирот): здесь культивировалась виртуозность как в певч. искусстве, так и в игре на органе, духовых и струнных, основным муз. жанром стала оратория.

Кризис Венецианской республики в XVIII в. вызвал отток видных музыкантов в др. центры. Несмотря на реформу капеллы Сан-Марко в 1765-1766 гг., в период руководства ею Б. Галуппи (повышение ставок, пересмотр инструментального состава, не менявшегося c XVI в.), и приглашение известных певцов для исполнения соло во время рождественских празднеств, в конце века начинается период упадка капеллы и всей муз. жизни В., оказавшейся в стороне от европ. муз. процесса. Директор капеллы А. Перотти (с 1817) приложил много усилий для сохранения ее архивов и б-ки. Характерный для венецианцев интерес к прошлому способствовал более раннему, по сравнению с др. центрами, появлению в В. исторического музыкознания, видными представителями к-рого были Ф. Каффи и П. Каналь. Важную роль в популяризации итал. музыки XVII-XVIII вв. сыграл музыкальный лицей, носящий имя Бенедетто Марчелло (основан в 1876; с 1940 - гос. консерватория). В наст. время изучение муз. наследия В. помимо ун-та, консерватории и б-ки св. Марка осуществляет фонд Уго и Ольги Леви, в помещении к-рого хранится архив капеллы Сан-Марко.

Ист.: I salmi appertinenti alli vesperi... a uno et a duoi chori. Venetia, 1550; Psalterium Davidicum, per hebdomadam dispositum ad usum Ecclesiae Ducalis Sancti Marci Venetiarum. Venetia, 1609; Suriano A. Breve descrittione d. sacro thesoro d. reliquie ritrovate nel Santuario d. Chiesa Ducale di S. Marco. Venezia, 1617; Thiepolo G. Trattato d. santissime reliquie ultimamente ritrovate nel Santuario della Chiesa di S. Marco. Venezia, 1617; idem. Trattato dell' imagine d. Gloriosa Vergine. Venezia, 1618; Vergaro G. C. Racconto dell' apparato et solennita fatta nella ducal chiesa de S. Marco di Venetia. Venezia, 1617; Supplicationes ad Sanctissimam Verginem Mariam: Tempore belli: Secundum consuetudinem ducalis basilicae S. Marci Venetiarum. Venetia, 1695.
Лит.: Michiel G. R. Le origine d. feste veneziane. Mil., 1817. Venezia, 1916. 6 vol.; Pasini A. Rito antico e ceremoniale d. basilica // La basilica di S. Marco. Venezia, 1888. P. 65-71; Gallo R. Reliquie e reliquari veneziani // Riv. di Venezia. 1934. Vol. 13. P. 187-214; Culto dei santi a Venezia. Venezia, 1965; Fasoli G. Liturgia e ceremoniale ducale // Venezia e il Levante fino al sec. XV. Firenze, 1973. Vol. 1. P. 261-295; Tramontin S. Influsso orientale nel culto d. santi a Venezia fino al sec. XV // Ibid. P. 817-820; Bryant D. Liturgy, Ceremonial and Sacred Music in Venice at the Time of the Counter-Reformation: Ph. D. diss. L., 1981; Moore J. H. Music for the Madonna Nicopeia and S. Maria d. Salute // JAMS. 1984. Vol. 37. P. 299-355; Muir E. Civic Ritual in Rennaissance Venice. Princeton (N. J.), 1981; Pressacco G. Canti d. tradizione orale patriarchina // Musica e liturgia nella cultura mediterranea: Atti del Conv. intern. di studi, Venezia, 2-5.10.1985. 1988; Cattin G. Musica e liturgia a S. Marco: Testi e melodie per la liturgia d. ore dal XII al XVIII sec. Venezia, 1990-1992. 4 vol.; Chegai A. La musica a S. Pietro in Castello, duomo di Venezia, fra XVI e XVII sec. // Recercare: Riv. per lo studio e la pratica d. musica antica. 1991. Vol. 3. P. 219-229; Fenlon I. Music, Ceremony and Self-Identity in Rennaisance Venice // Music&Anthropology. 1996. N 1 [Электр. ресурс: http://www.muspe.unibo.it/period/ma/index/ma_ind.htm]; Vildera A. Il Santorale marciano e il Santorale d. Chiesa di Padova // Da Bisanzio a San Marco: Musica e liturgia. Bologna, 1997. P. 271-300; Ongaro G., Selfridge-Field E., Zoppelli L. Venice // NGDMM. 2001. Vol. 26. P. 398-411.
С. И. Никитин

Памятники архитектуры и изобразительного искусства В. и лагуны

Церковь Cан-Пьетро ди Кастелло с колокольней. Архит. М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Cан-Пьетро ди Кастелло с колокольней. Архит. М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Cан-Пьетро ди Кастелло с колокольней. Архит. М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в.
Перенесение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко)
Перенесение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко)

Перенесение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко)
Для развития художественной культуры В. в ранний период огромное значение имела резиденция Патриарха в Градо, где сохранились церкви 2-й пол. VI в., повторяющие тип константиновских базилик IV-V вв. с использованием античных колонн и декоративных элементов (мозаики, скульптурные рельефы), напр. ц. Сант-Эуфемия с баптистерием, ц. Санта-Мария делле Грацие (перестроена между 571-586). здания VII-IX вв. известны по археологическим остаткам: разрозненным фрагментам мозаик (напр., пол из капеллы VIII в., в 819 подаренной Патриархом мон-рю св. Илария (ныне порт Маргера)), рельефным плитам и архитектурным деталям (карнизам с античными мотивами аркад, колонок, аканфа) (Археологический музей, Венеция), как правило, из известняка или мрамора, стилистически близким италийскому искусству, их узоры имели символическое значение (лоза, птицы, плетеный орнамент, процветший крест). Мн. церкви В., сохранившиеся в наст. время, возникли в тот период, в ц. Сан-Пьетро ди Кастелло (резиденции Патриарха до нач. XIX в.) были найдены украшения, деревянные полы и насыпи 1-й пол. VII в., в ц. Санта-Мария на о-ве Торчелло (639) - печь для производства стекла. В тот период В.- провинция гибнущего рим. мира, наследие к-рого воскреснет в нач. IX в. с приходом к власти династии Патричако.

Древнейший тип церквей В.- это 3-нефное небольшое, скромное здание прямоугольной формы, с вписанной полукруглой апсидой, как, напр., ц. Санти-Мария э Мауро в Эквило (совр. Езоло) или баптистерий ц. Сан-Пьетро ди Кастелло, с неразделенным внутренним пространством, где богослужебные помещения имеют криволинейные очертания в плане, что сохранится в храмах XI-XII вв., напр., в ц. Сан-Леонардо в Фосса-Мала и ц. Санта-Фоска в Торчелло. Тип таких зданий получит продолжение в искусстве Аквилеи.

С IX в. в строительстве В. все сильнее ощущаются визант. влияния, напр. при сооружении членами семьи Патричако ц. Сан-Теодоро и ц. Сан-Марко в 1-й пол. IX в., главных городских центров у моста Риво Альто (Риальто) и дворца. Ц. Сан-Теодоро (после возведения собора Сан-Марко в XI в. оказалась внутри его) имела в плане греч. крест и была посвящена мч. Феодору Тирону, одному из небесных покровителей визант. армии, ц. Сан-Марко посвящена евангелисту и ученику ап. Петра. почитание 2 святых в В. стало традицией: переработанные не позднее XII-XIII вв. античные статуи для 2 колонн на Пьяцетте представляли собой св. Феодора и св. Марка.

Церковь Сан-Дзаккариа. Архитекторы А. Гамбелло, М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Сан-Дзаккариа. Архитекторы А. Гамбелло, М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Сан-Дзаккариа. Архитекторы А. Гамбелло, М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Сан-Барнаба. Вид с зап. стороны. Архит. Л. Боскетти. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Сан-Барнаба. Вид с зап. стороны. Архит. Л. Боскетти. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Сан-Барнаба. Вид с зап. стороны. Архит. Л. Боскетти. Фотография. Кон. ХХ в.
Перестройка собора Санта-Мария на о-ве Торчелло начиная с 1008 г., расширенного еп. Орсо Орсеоло, открыла период новаторства в архитектуре В., явилась одним из ранних примеров моды на мозаику и резные украшения из камня в искусстве Зап. Европы, воспринятые из Византии через В. похожим образом были украшены церкви на Мурано и Эквило, в самой В.- церкви Сан-Сальваторе, Сан-Дзаккария, Сан-Лоренцо и Сан-Мартино, многие не сохранились или были перестроены, уже в XV в. М. Корнаро сожалел о дюжине церквей, «украшенных и устланных мозаиками», погибших в сев. районах области В. О проявлении новых качеств в архитектуре В. XI в. свидетельствует апсида ц. Санти-Мария э Донато на о-ве Мурано (2-е посвящение связано с реликвиями св. Донатуса, принесенными с греч. о-ва Кефалиния дожем Д. Микьелем (между 1118-1130)). мраморные вставки в кирпичную кладку, профилированные арки преобразили небольшую романскую базилику, колокольня, более высокая, чем у др. церквей, символизировала значение В. По контрасту с массивной колокольней в Аквилее круглые колокольни В. и ее области, похожие на памятники Равенны, иногда украшенные лоджиями и камнем из Истрии, были построены в Каорле (1-я пол. XI в.), Тессере и Сан-Секондо. мотивы коринфских капителей повторяются и перерабатываются в скульптуре области В. в XI в. и по всему побережью Адриатики, под влиянием искусства Аквилеи были возведены и украшены такие церкви В., как Сант-Эуфемия на о-ве Ла-Джудекка, Сан-Джованни Деколлато и Сан-Барнаба (все - 2-я пол. XI в.). Монументальное искусство той эпохи не поддается полной реконструкции из-за небольшого количества и плохой сохранности памятников: фрагментов фигур святых в апсиде собора Торчелло, утраченной фрески с изображением группы апостолов в Гефсиманском саду в портике Сан-Николо ди Лидо, большого фрагмента композиции «Богоматерь с ангелами и апостолами» в баптистерии Сан-Марко и др. Все они по стилю сходны с фресками крипты в Аквилее, т. е. вдохновлялись стилем визант. монастырского искусства. По мнению В. Н. Лазарева (Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 118-121) и др. ученых, мозаики в апсидах собора Торчелло созданы в 1-й пол. XII в. художниками, испытавшими прямое воздействие визант. искусства, в то время как романизированные формы композиции «Страшный суд», к-рую относят к кон. XII в., достаточно далеки от визант. образца по стилю, но точно сохраняют иконографию. Те же венецианские мозаичисты работали и в соборе Санти-Мария э Донато на о-ве Мурано и в базилике Сан-Марко в В. Собор Торчелло представляет собой последнюю попытку сохранить равновесие визант. и зап. традиций в сев. части области, очевидно проявившееся в строительстве собора Сан-Марко. На протяжении зрелого средневековья В. остается самым важным зап. центром в отношениях с Византией, особенно в сфере искусств. После 1204 г. В. стала обладательницей большого числа визант. святынь и художественных произведений, составивших украшение ризницы Сан-Марко и оказавших влияние на искусство В. того времени.

Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Фотография. Кон. ХХ в.

Расцвет искусств, особенно архитектуры В., в XIII в. был связан в т. ч. с монашескими орденами францисканцев и доминиканцев, принимавшими активное участие в жизни города: в 1-й пол. XIII в. они получили земельные пожалования в городе. Ими построены, напр., доминиканская ц. Санти-Джованни э Паоло (фундаменты XIII в., 1246-1430), крупнейшая из церквей В., место погребения мн. видных деятелей республики, или францисканская ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари (1250, ок. 1330, освящена в 1492). Часто перестраивались и более древние церкви, не имевшие отношения к монашествующим орденам, как, напр., ц. Сан-Джакомо дель Орио (в основе - кон. X в., перестроена полностью в 1-й пол. XIII в., фасады, за исключением апсиды,- XIV-XVII вв.). Церкви XIII в. близки по типу храму на Мурано или повторяют планировку и тип Сан-Марко, с упрощенной конструкцией сводов. Начиная с XIII в. религ. братства строят в В. скуолы (школы), напр. Скуолу ди Сан-Джованни Эванджелиста (1261).

Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в.
Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в.

Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в.
Памятники художественной культуры В. 2-й пол. XIII в. представляют собой гармоничный синтез визант. и западноевроп. искусства. Напр., визант. черты присутствуют во фресковой росписи из капеллы Распятия в ц. Сан-Джованни Деколлато, с изображением в верх. части композиции св. Елены в архитектурном обрамлении, исполнение к-рого сложным ракурсом и 3-мерным эффектом напоминает древнерим. триумфальную арку. в сравнении с мозаичной композицией «Благовещение» 1277 г. в кивории собора в Паренцо (совр. Пореч, Хорватия), приписываемой мастерам из В., фреска может быть датирована 2-й пол. XIII в. др. памятники того времени могут не иметь ничего общего с классическими традициями, напр. живопись ларца блж. Иулианы из Коллальто (90-е гг. XIV в., музей Коррер, Венеция), деревянного сундука-реликвария, особенно роспись на его внутренней крышке с изображениями св. Власия, св. Катальдуса и коленопреклоненной фигурки св. Иулианы меньшего масштаба. эта живопись зап. происхождения, повторяющая стиль таких произведений, как, напр., миниатюры Большой библии Сан-Марко. Зап. происхождения и живописное распятие из ц. Санта-Мария Глориоза деи фрари (хотя исполнено мастером из В.); его тип и характер живописи схожи с памятниками центр. Италии (умбрийско-тосканская школа) и связаны с жизнью ордена св. Франциска.

Обретение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко)
Обретение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко)

Обретение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко)
В XIV в. живопись В. по-прежнему ориентируется на Восток (на «греков»), пренебрегая достижениями запада, в т. ч. Джотто. Только нек-рые произведения демонстрируют знание о пост-джоттовском искусстве, напр. «Снятие с Креста» и «Положение во Гроб» из капеллы св. Причастия в ц. Апостолов; миниатюры рукописей (антифонариев), заказанных для Сан-Марко в 1318 г. Этот период определяет развитие худож. Паоло Венециано, самого значительного из мастеров В. XIV в., в его творчестве визант. иконографические типы и техника письма сочетаются с готическим рисунком и колоритом, напр. Пала фериале (будничный алтарь Сан-Марко, 1345), созданный им вместе с сыновьями по заказу дожа А. Дандоло.

Дворец дожей. Внутренний двор. Арка Фоскари (слева). 1440–1445 гг. Фотография. Кон. ХХ в.
Дворец дожей. Внутренний двор. Арка Фоскари (слева). 1440–1445 гг. Фотография. Кон. ХХ в.

Дворец дожей. Внутренний двор. Арка Фоскари (слева). 1440–1445 гг. Фотография. Кон. ХХ в.
Расцвет искусства готики в Зап. Европе совпал со временем политического могущества и торговых успехов В., к этому периоду относится целый ряд ее важнейших архитектурных ансамблей. Принцип свободного рисунка, характерный для готики, в сочетании с многоцветием окружающей среды (цвет воды, камней, кирпича) усилил значение фасадов церквей и дворцов В. Отказываясь от архитектонической силы визант. аркад, мастера готики придали фасадам образ деликатной вуали, разделяющей публичную и частную жизнь. Развитие готики в В. имело неск. этапов: ранний, с использованием венето-визант. округлой арки (дворцы Лоредан и Фарсетти), превратившейся в стрельчатую поначалу во внешних очертаниях арки (фасады дворца Виттури на площади Санта-Мария Формоза, XIII в.), а затем и полностью. Наиболее известный из готических дворцов В.- Ка д'Оро (1422-1440, М. Раверти и Б. Бон), главный - дворец дожей (Palazzo Ducale, XII-XVI вв.). Прежнее здание Дворца дожей было построено в 1172-1178 гг., связь с личным престижем и богатством дожа и его семьи приводила к частым перестройкам, облик старого дворца неизвестен, вероятно, он был подобен к-польским дворцам, к-рыми вдохновлялась знать В. Дворец, как и теперь, располагался к югу от Сан-Марко, был окружен стенами и башнями, остатки к-рых сохранились. Под центральным двором была гигантская цистерна для сбора дождевой воды. вокруг двора размещаются 3 части дворца: резиденция правительства (фасад, выходящий на Рио ди Палаццо или ди Пулья), дворец Юстиции (фасадом на Пьяцетту) и дворец Коммуны (Республики), его старейший фасад, начатый еще в XIV в., выходит на набережную с юж. стороны: над портиком 1-го этажа идет аркада, образующая лоджию, каждые 2 ее арки соответствуют аркам нижнего этажа. Главный зал (Большого совета) располагался на нижнем этаже юж. части. Необходимость реконструкции дворца возникла на рубеже XIII-XIV вв. в связи с решением о включении в члены Большого совета патрициев, записанных в Золотую книгу. готический облик Дворца дожей своеобразен, это не конструкция из сводов и контрфорсов, а всего лишь стена, украшенная порталами и стрельчатыми окнами. Узор юж. фасада повторен на фасаде, выходящем на Пьяцетту, к-рый соединяется с базиликой Сан-Марко через Порта делла Карта (здесь располагались клерки-писцы и провозглашались указы). порталы и лоджии украшены статуями, рельефами и декоративными мотивами работы Ф. Календарио, Дж. и Б. Бонов, П. Ламберти и А. Бреньо. В 1343-1344 гг. велись активные работы, прерванные эпидемией 1348 г., возобновлены после 1365 г. Внутренние фасады дворца дожей были перестроены после пожара 1483 г. в стиле Ренессанса архитекторами А. Риццо из Ломбардии и Б. Манопола. Лестницы (Гигантов (1484-1501) и Золотая (1559-1577, архитекторы Я. Сансовино и В. Скамоцци, названа благодаря позолоте на сводах) ведут в апартаменты дожа, где искусно сделаны потолки и камины, и залы, украшенные лучшими художниками В. XVI-XVIII вв.: Тинторетто, Тицианом, Веронезе, Пальмой Младшим, Тьеполо.

Церковь Мадонна дель Орто. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Мадонна дель Орто. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Мадонна дель Орто. Фотография. Кон. ХХ в.
Без перестроек сохранилась бенедиктинская ц. Сан-Грегорио позади ц. Санта-Мария делла Салуте (теперь здесь располагаются реставрационные мастерские), ее готический клуатр датируется 1342 г. Францисканская ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари, возведенная на месте более ранней и небольшой церкви 1250 г., имела огромные размеры, ее сооружение длилось более чем столетие. Она производит истинно венецианское впечатление теплым многоцветием, сочетанием красного и белого, отражающимся, подобно эху, в яркой палитре Тициана - образ Возносящейся Богородицы (Ассунта), написанный им в 1516-1518 гг. для главного алтаря, завершил художественный ансамбль. В архитектуре Фрари присутствуют визант. черты: многогранная апсида на вост. конце базилики, украшенные кафедра и органы с золочеными рельефами, подобные иконостасу. Ц. Санти-Джованни э Паоло производит более суровое впечатление, отчасти из-за скупого освещения (окна клеристория не были расширены), но особенно благодаря торжественности, подходящей для пантеона дожей и военных героев В. большой луковичный купол, сходный с Сан-Марко и возведенный позднее, подчеркивал связь с республикой. Планы Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло повторяют планы др. церквей этих орденов, напр. во Флоренции, за исключением того, что все капеллы и алтарь на востоке имеют апсиды. Помимо этих грандиозных церквей монашествующим орденам принадлежат ц. Сан-Стефано (начата в 1325), архитектура к-рой соединяет простоту монастырского стиля и позднюю живописную декорацию, отражающую богатство городского центра; ц. Мадонна дель Орто (начата в 1399, портал - ок. 1460), в к-рой простой готический интерьер соответствует легкой конструкции перекрытия; как и в ц. Сан-Стефано колонны выполнены из прекрасного вост. мрамора. Готический стиль до 70-х гг. XV в. оставался главным не только для церквей религ. орденов, но и для приходских (ц. Сан-Джованни ин Брагора, ок. 1470). В сер.- 3-й четв. XV в. готика сменилась ранним стилем Возрождения, иногда одни и те же мастера работают с одинаковым умением в обоих направлениях, напр. Дж. и Б. Бон, создатели готических врат Дворца дожей - Порта делла Карта и арки Фоскари в античном стиле по др. их сторону. Готический стиль XIV-XV вв. в В. вызвал к жизни много сооружений и разнообразие приемов и виртуозность скульпторов, создал почти не изменившийся до наст. времени образ города и породил типы зданий, господствовавшие вплоть до падения В., даже мастера Возрождения ценили готический облик В. как отражение исторических корней республики.

С нач. XV в. язык живописи В. был смягчен деликатностью стилистических элементов, введенных Паоло Венециано. Благодаря работам Гуариенто (фреска Коронование Марии на стене зала Большого совета, 1365) и др. художников живопись постепенно отходит от визант. иконографии и вливается в общеевроп. стиль интернациональной готики, чему не стало препятствием даже отсутствие в В. королевского двора. По заказу Большого совета были произведены росписи Дворца дожей, наряду с изображением рая в зале Большого совета созданы полотна с изображением событий из истории В. и серия портретов дожей, над к-рыми трудились Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Микелино да Безоццо, Якобелло дель Фьоре (триптих Юстиции, 1421, Галерея Академии).

Церковь Санта-Мария деи Мираколи. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Санта-Мария деи Мираколи. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Санта-Мария деи Мираколи. Фотография. Кон. ХХ в.

Между 1450 и 1530 гг. в В. была реализована серия крупных архитектурных проектов: в сер. XV в. по заказу представителей семьи Корнер архит. Б. Бон возвел дворец на Большом канале (палаццо Корнер-Спинелли, близ ц. Сант-Анджело), общие размеры к-рого и формы декора свидетельствовали о рождении нового архитектурного языка. В то же время возводится новый Арсенал - сооружение, объединившее комплекс зданий, существовавших с XII в., и прилегающие территории. Оба здания украшены в стиле Ренессанса, с использованием античных ордерных форм, хотя еще достаточно плоских. При этом архитекторы (М. Кодуччи) могли ориентироваться на рим. античность, воплощая идеи Л. Б. Альберти, др. (П. Ломбардо) обращались к визант. наследию на территории В.: использовали планы в виде правильных геометрических фигур (тип вписанного креста для купольной ц. Сан-Джованни Кризостомо, 1497-1504, Кодуччи), в декоре - полуциркульные арочные окна и элементы разноцветного мрамора (ц. Сан-Дзаккария, 2-я пол. XV в., Кодуччи; Скуола Гранде ди Сан-Марко, ныне госпиталь, 2-я пол. XV в., Кодуччи и Ломбардо). Наиболее оригинальный проект архит. Ломбардо - небольшая ц. Санта-Мария деи Мираколи (1481-1489) недалеко от ц. Санти-Джованни э Паоло. Фасад ее организован 2-ярусным ордером пилястр истрийского камня, дополнен вставками разноцветных мраморов в виде крестов, кругов, 8-гранников, изысканное сочетание нежности и многоцветия в декоре напоминает Сан-Марко и др. визант. памятники.

Прославление личностей и семей, внесших вклад в жизнь В., способствует частому обращению к мемориальным темам и мотивам античного искусства, напр., получает распространение тип конной статуи, его высшее выражение - памятник кондотьеру Б. Коллеони (начат А. Верроккьо в 1479, завершен А. Леопарди в 1496) на Пьяцца Санти-Джованни э Паоло. Скульптура того времени, напр., А. Риццо (3 алтаря для ц. Сан-Марко по заказу дожа К. Моро, 1465; Адам и Ева на арке Фоскари, ныне Музей истории создания Дворца дожей; надгробия в ц. Санта-Мария деи Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло, 70-е гг. XV в.; работы по украшению Дворца дожей, в т. ч. лестница гигантов, ок. 1485) создавалась под сильным влиянием живописцев, вдохновлявшихся античностью, таких как А. Мантенья, с подчеркнутым интересом к мускулатуре и анатомии, сочетанию драматических движений и идеального облика персонажей. Мастера того периода, уроженцы В., напр. Алевиз Новый, оказали влияние на развитие рус. архитектуры кон. XV - нач. XVI в. в связи со строительством Архангельского собора Московского Кремля. Со 2-й пол. XV в. В. играет особую роль в сохранении визант. художественного наследия, иконописцы обширной греч. колонии работают в традициях визант. живописи (см. ст. Византийская империя. Поствизант. живопись).

Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент
Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент

Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент
Влияние Мантеньи сказалось и на живописи В. (1450-1515), особенно в творчестве старшего поколения мастеров из семейства Беллини; среди др. живописцев В. знамениты В. Карпаччо, мастер алтарных образов и циклов, как, напр., «Жизнь св. Урсулы» (1490-1495, Галерея Академии), Чима да Конельяно, молодые Джорджоне и Тициан. живописную школу В. отличает особая любовь к цвету, умение сочетать изысканные оттенки, передавать сложные эффекты света.

После 1527 г. В. стала одним из крупнейших центров гуманистической культуры в Италии, центром книгопечатания европ. значения, в т. ч. произведений на греч. и арм. языке (в 1512 была открыта частная типография Акоба Мегапарта). Новый расцвет искусств в В. начался с 1530 г., после преодоления политических и экономических затруднений, вызванных войной с Камбрейской лигой. Распространению нового, «античного» стиля способствует развитие идеи о рим. происхождении В., ее республики (с сер. XV в. известна легенда об основании не позднее V в. первых храмов В. Нарсесом, полководцем имп. Юстиниана I), а также приезд тосканских и ломбардских мастеров, изучавших древние памятники Вечного города. Античный стиль архитектуры Ренессанса XVI в. связан с именами Я. Сансовино (б-ка св. Марка, 1536-1537, 1588-1591; палаццо Корнер делла Ка Гранде, после 1537), С. Серлио; во 2-й пол. XVI в.- А. Палладио, работавшего не только для В. (ц. Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580, ц. Иль Реденторе, ок. 1592), но и в обл. Венето (особенно в Виченце), А. да Понте (каменный мост Риальто, 1588-1591), В. Скамоцци. Перестройка коснулась центральных ансамблей В. (район Пьяцца Сан-Марко и Дворца дожей), многочисленных дворцов, адм. учреждений и мостов, школ религ. братств (Скуола Нуова делла Мизерикордия, архитекторы Палладио и Сансовино, ок. 1532, фасад не завершен). Рим. формы были восприняты и в скульптуре, к-рая для нек-рых мастеров, напр. для Сансовино (Мадонна из Арсенала, 1534; скульптурный декор Лоджетты рядом с колокольней Сан-Марко, 1537-1546; бронзовые двери сакристии Сан-Марко, 1546-1569), была столь же близка, как и зодчество: в ней сохранялись принципы флорентийской пластики раннего и высокого Возрождения, связанной с именами Донателло и Микеланджело.

Мадонна во славе со св. Себастьяном и др. святыми. Между 1559 и 1565 гг. Худож. П. Веронезе (ц. Сан-Себастьяно)
Мадонна во славе со св. Себастьяном и др. святыми. Между 1559 и 1565 гг. Худож. П. Веронезе (ц. Сан-Себастьяно)

Мадонна во славе со св. Себастьяном и др. святыми. Между 1559 и 1565 гг. Худож. П. Веронезе (ц. Сан-Себастьяно)

На 20-60-е гг. XVI в. приходится расцвет творчества Тициана, создавшего портретную галерею деятелей политики и культуры В. и Европы («Император Карл V в сражении при Мюльберге», 1548, Прадо, Мадрид). Для живописи В. позднего Возрождения характерен особый монументализм («Введение Богородицы во храм», Тициан, 1534, ныне Галерея Академии), даже драматизм пространственного построения картины, к-рое базировалось на использовании архитектурных мотивов. Распространение в живописи маньеризма, представленного творчеством Тинторетто (напр., цикл полотен «Чудеса св. Марка» для Скуола Гранде ди Сан-Марко, ныне Галерея Академии), Я. Бассано и др. мастеров, свидетельствовало о кризисе живописи и культуры Ренессанса, в то же время демонстрировало стремление к искусству бoльшего духовного потенциала. триумфальный характер культуры В. XVI в. отразился в творчестве П. Веронезе, работы его и Тинторетто по украшению залов дворца дожей, напр. гигантское полотно с изображением Рая для зала Большого совета (Тинторетто, 1590), стали памятником торжествующей республики. Как деятели эпохи гуманизма лучшие художники В. отдали дань мифологическим сюжетам, воспевающим земную красоту («Венера перед зеркалом», Тициан, 1555, колл. Меллон, Национальная галерея, Вашингтон).

Живописная школа В. повлияла на мастеров XVII в., покоряя искусством цвета и праздничным обликом, сохраненным в творчестве Д. Фетти, Б. Строцци; мастера барокко испытывали интерес к сверхчувственному, нереальному, как, напр., С. Маццони в алтарном образе «Благовещение» (ок. 1650, Галерея Академии) благодаря резким контрастам ночного освещения фона и светоносной, бесплотной фигуры ангела создал атмосферу чудесного явления.

Церковь Санта-Мария делла Салуте. Архит. Б. Лонген. Фотография. Кон. ХХ в.
Церковь Санта-Мария делла Салуте. Архит. Б. Лонген. Фотография. Кон. ХХ в.

Церковь Санта-Мария делла Салуте. Архит. Б. Лонген. Фотография. Кон. ХХ в.
В архитектуре В. XVII в. величайшим событием стало строительство базилики Санта-Мария делла Салуте (Б. Лонгена, 1631-1687) - обетного храма, возведенного в надежде на прекращение эпидемии. Выстроенный на о-ве Ла-Джудекка, недалеко от места слияния бухты Сан-Марко и Большого канала, храм, увенчанный огромным, подобным Сан-Марко, куполом, стал одним из сооружений, формировавших образ В. план церкви, правильный 8-гранник, по мысли архитектора, напоминал корону, посвященную Пречистой Деве. Уникальный облик здания создают гигантские волюты, соединяющие купол и основной объем и активно выдающиеся вперед. Базилика гармонично сочетается с окружающими зданиями (таможней, семинарией Сомаски (ныне Патриаршая семинария), готической ц. св. Григория) и одновременно неповторима в барочном зодчестве. стиль барокко господствовал и в скульптуре В., в творчестве Дж. дель Моро, Дж. Кампаньи, К. Молли (главный алтарь ц. Санти-Джованни э Паоло, ок. 1650).

Искусство В. XVIII в. живет прошлым, бо́льшее значение приобретает живопись, в т. ч. монументальная, напр. в творчестве Тьеполо (росписи палаццо Лабиа, ок. 1750), а также жанр портрета (Р. Каррьера), бытовой картины (П. Лонги) и ведуты (городского пейзажа), прославленной А. Каналетто, Ф. Гварди, работы к-рых пользовались спросом у туристов и повлияли на европ. школы пейзажа, в т. ч. на русскую, напр. на творчество Ф. Я. Алексеева (2-я пол. XVIII в.). Древние памятники архитектуры В. стали предметом любования и воспроизведения в работах рус. пейзажистов эпохи романтизма, напр. братьев Н. и Г. Чернецовых (1-я пол. XIX в.), А. Н. Мордвинова (50-е гг. XIX в.) и др.

Искусство В. XIX в. провинциально, но в Европе растет интерес к ее истории и художественным сокровищам, особенно после публикации в 1853 г. 3-томного труда «Камни Венеции» (Stones of Venice) англ. критика Дж. Рёскина, положившего начало жанру эссе в совр. искусствознании. Путешествия в В. оказывали влияние на рус. художников 2-й пол. XIX в. (М. А. Врубеля, В. И. Сурикова), а также рус. критиков и искусствоведов (П. П. Перцова, П. П. Муратова, посвятившего В. отдельные главы эссе «Образы Италии», опубл. в 1911-1912). В XX в. город становится одним из излюбленных центров туризма, различных выставок и фестивалей.

Лит.: Ruskin J. The stones of Venice: In 3 vol. L., 1851-1853. N. Y., 1985; Soranzo G. Bibliografia veneziana. Venezia, 1885. Bologna, 1968; Перцов П. П. Венеция. Спб., 1905; Венеция: Архитект. памятники. Л., 1938; Venezia e l'Oriento fra tardo Medioevo e Rinascimento. Firenze, 1966; Всеволожская С. Н. Венеция. Л., 1970; Venecia e Bizanzio: Cat. Venezia, 1974; Franzoi U., Di Stefano D. Le chiese di Venezia. Venezia, 1976; Никитюк О. Д. Худож. музеи Венеции. М., 1978; Componenti storico-artistiche e culturali a Venezia nei sec. XIII e XIV. Venezia, 1981; Dorigo W. Venezia origini: fondamenti, ipotesi, metodi. Mil., 1983; idem. Venezia romanica: La formazione della città medioevale fino all'età gotica. Venezia, 2003; Bellavitis G., Romanelli G. Venezia. R., 1985. (Le città nella storia d'Italia); Искусство Венеции и Венеция в искусстве: Мат-лы науч. конф. «Випперовские чтения - 1986» / Под общ. ред. И. Е. Даниловой. М., 1988; Humfrey P. The altarpiece in Renaissance Venice. New Haven, 1993; Венеция-Санкт-Петербург: 300 лет культурных, научных и обществ. связей: Кат. выст. СПб., 1994; Venezia: l'arte nei secoli. Udine, 1997. 2 vol.; Howard D. Venice and the East: the Impact of Islamic World on Venetian Architecture, 1100-1500. New Haven; L., 2000; Анисимов А. Д. Венеция: Архит. путев. М., 2002; Дзорци А., Мартон П. Дворцы Венеции. М., 2002. (Великие дворцы мира); Венеция / Дж. Шире Непи и др. М., 2003. (Великие музеи мира).
Периодика: Atti dell'Istituto veneto di scienze, lettere e arti. Venezia, 1855/1856-.; Archivio veneto. Venezia, 1927-.; Arte veneta. Venezia, 1947-.
М. А. Маханько
Рубрики:
Страноведение. Италия История Римско-католической Церкви Новое время Архивоведение Историческая география История формирования чинопоследований и служб История христианства по странам и регионам Всемирная история по периодам. Средние века История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ) Всемирная история по периодам Историческая литургика Всемирная история История зарубежной живописи. Мозаики История зарубежной живописи. Настенная роспись (Фрески и др. техники) История зарубежной живописи. Картины Храмовая архитектура (отдельные храмы) История зарубежной живописи. Иконы см. "Иконопись" Литургика Католической Церкви География (см. также "Историческая география") Рукописи, миниатюры Церковная музыка История музыки История зарубежной живописи История зарубежной архитектуры Монастыри (монастырские комплексы) История зарубежной скульптуры История иконописи История христианства по странам и регионам. Италия Церковное пение Страноведение. Италия. Города
Ключевые слова:
Города итальянские Памятники искусства. Италия Архиепископства Римско-католической Церкви Италия. История Венеция, город в Италии, столица области Венеция (Венето), резиденция архиепископа (с 1451 - Патриарха) Римско-католической Церкви Страноведение. Италия Церковная архитектура. Храмы (Италия) Памятники архитектуры. Италия География. Италия Церковная музыка. Италия
См.также:
ГЕНУЯ г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства
АССИЗИ город в Италии, центр францисканского ордена
БОЛОНЬЯ центр еп-ства
КАСТЕЛЬСЕПРИО город в обл. Ломбардия (Италия)
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
БРИНДИЗИ г. в Юж. Италии на адриатическом берегу п-ова Салентина, древняя епископская кафедра
ИТАЛИЯ. I общие сведения, религия, история (часть I)
КАСТЕЛЬ-ГАНДОЛЬФО город в Центр. Италии (обл. Лацио)
АПОЛЛИНАРИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКИ В РАВЕННЕ
БАРИ город в Италии, где наход. мощи свт. Николая Чудотворца
БЕНЕВЕНТО город в Юж. Италии
ГРАДО город в сев.-вост. Италии, центр одноименного Патриархата
ИТАЛИЯ. II Исторический очерк (часть II); Русская Православная Церковь в Италии
АРКЕТТИ Джованни Андреа (1731-1805), кард.-еп., папский нунций в Варшаве
АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
АРМА архиепископство в Ирландии
БАРСЕЛОНА архиепископство катол. Церкви, г. на с.-в. Испании
БОРДЖА знатный испано-итал. род