Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАССИАН
7, С. 248-250 опубликовано: 31 октября 2009г.


ВАССИАН

Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография. 1935 г.
Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография. 1935 г.

Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография. 1935 г.
(Пятницкий Владимир Васильевич; 10.03.1879, Москва - 9.01.1941, Коми АССР или 27.12.1940, Свердловск), священноисп. (пам. 14 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии. Род. в семье купца 2-й гильдии, рано потерял мать, вместе с 2 сестрами воспитывался у бабушки. После окончания гимназии В. Пятницкий в 1898 г. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, был одним из лучших учеников юриста проф. Ф. Н. Плевако. В годы учебы пришел к почти полному отрицанию веры. В результате тяжелой болезни вновь уверовал, стал очень религиозен. Окончив в 1902 г. ун-т, по приглашению Плевако работал в группе молодых помощников присяжных поверенных, за короткое время стал известен в Москве. По настоянию отца женился, но вскоре брак распался по желанию жены.

Осенью 1909 г., не поставив в известность никого, кроме самых близких друзей, Пятницкий оформил денежные дела в пользу сестер и поступил послушником в пуст. Параклит при ТСЛ, где был вверен старческому окормлению иером. Серапиона. В анкете арестованного в рязанском деле В. приводятся др. сведения о начале монашеского пути буд. архиерея: там сказано, что молодой человек был послушником у старца Товии в Вифанском скиту под Сергиевским посадом (позднее г. Сергиев, ныне Сергиев Посад). Весной 1910 г. В. перешел послушником в лавру, где был определен в канцелярию, позднее - в академическую б-ку. В 1913 г. поступил вольнослушателем в МДА. 6 окт. 1913 г. в Параклите ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в мантию с именем в честь прп. Вассиана К-польского, 13 окт. в Зосимовой в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст. еп. Феодором рукоположен во иеродиакона. В начале первой мировой войны прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна предложила студентам академии, имевшим сан иеромонаха, служить в поездах, при к-рых действовали храмы. В ответ на этот призыв 15 авг. 1914 г. В. принял священническую хиротонию в Успенском соборе лавры и отправился служить при санитарном поезде. В 1916 г. вернулся в лавру, в том же году за особые труды по обстоятельствам военного времени в поездах-складах имп. Александры Феодоровны был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

В 1917 г. В. окончил МДА со степенью канд. богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре библейской археологии и евр. языка, к-рой руководил его наставник и друг проф. прот. Евгений Воронцов. После закрытия лаврских храмов и МДА (1919) В. служил в Пятницкой ц. в г. Сергиеве, где был образован приход из студентов академии и лаврских монахов. Вместе с архим. Варфоломеем (Ремовым) В. фактически руководил жизнью Пятницкого прихода, но во избежание подозрений со стороны властей в подпольном существовании мон-ря на приходе настоятелем храма по их прошению Патриарх св. Тихон назначил прот. Евгения Воронцова. Прихожанами Пятницкой ц. и духовными чадами В. были монахини закрытого кашинского в честь Сретения Господня мон-ря Тверской губ. (игум. Нина, мон. Клеопатра (Палицына), схим. Надежда, мон. Зинаида, послушница Тавифа), поселившиеся на окраине Сергиева. Все они начинали свой монашеский путь в Дивеевской обители, и от них В. воспринял особое почитание прп. Серафима.

Когда стало известно о подготовке вскрытия мощей прп. Сергия, В. бесстрашно обращался к народу с проповедями о значении лавры и с призывами оградить ее от возможных нападений. Присутствовать на вскрытии он отказался. По воспоминаниям С. А. Волкова, В. обладал исключительным ораторским дарованием: «Его проповеди были поразительны и по содержанию, и по мастерству изложения... их слушали с напряженным вниманием и потом долго вспоминали о них в разговорах». В. «обладал незаурядным умом, отличался удивительно ясным и четким мышлением... И в жизни, и в мышлении... умел разграничить области веры и позитивного знания: в первой он был тверд и послушен, в другой - последовательно критичен и аналитичен». После окончательного закрытия лавры в нояб. 1919 г. В. и архим. Варфоломей поселились в доме проф. П. С. Казанского. Вскоре В. был возведен в сан игумена.

Священноисп. Вассиан (Пятницкий), еп. Егорьевский. Портрет. Худож. мон. Нектария. 20-е гг. ХХ в.
Священноисп. Вассиан (Пятницкий), еп. Егорьевский. Портрет. Худож. мон. Нектария. 20-е гг. ХХ в.

Священноисп. Вассиан (Пятницкий), еп. Егорьевский. Портрет. Худож. мон. Нектария. 20-е гг. ХХ в.
В нач. 1921 г. Патриарх Тихон обратился к Рязанскому и Зарайскому архиеп. Вениамину (Муратовскому) с предложением учредить в епархии на основании определения Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. «О викарных епископах» «возможно в большем количестве викарные епископии». Средства на содержание викариев планировалось изыскать на местах. Собрание духовенства и прихожан Егорьевска 27 марта 1921 г. поддержало предложение архиеп. Вениамина о создании вик-ства, и вскоре на Егорьевскую кафедру был назначен В. Хиротония его во епископа Егорьевского, вик. Рязанской епархии, состоялась 8 авг. 1921 г.

29/30 окт. 1921 г. В. был арестован Рязанской губЧК в Егорьевске по обвинению в «вымогательстве и религиозном шантаже» (подразумевалось его согласие занять кафедру и принять содержание от приходов), помещен в Рязанскую тюрьму. Жители Егорьевска и окрестных деревень 16 нояб. обратились в Рязанский ревтрибунал с заявлением в защиту архиерея, в к-ром, в частности, говорилось, что В. «в основу своей работы на пользу Церкви и верующих положил только учение Христа Спасителя, раз навсегда при этом определенно заявив о своем решении не допускать ни в стенах храма, ни вообще в своей деятельности никакой политики… Не зная за арестованным никакой вины перед законом страны... нижеподписавшиеся верующие [неск. сот чел.- Авт.], как сознательные полноправные граждане РСФСР, обращаются в Рязанский ревтрибунал с убедительной просьбой при возможности немедленно освободить епископа Вассиана под полную их - граждан - ответственность». Довольно быстро инициаторы обращения были установлены и арестованы. Однако «дело» было прекращено, в дек. 1921 г. всех арестованных должны были освободить «без предъявления обвинения». 2 янв. 1922 г. В. доставили в Москву в Бутырскую тюрьму, из к-рой он был освобожден в февр. по ходатайству Политического Красного Креста.

После освобождения В. поселился в Москве на Плющихе, служил в храме Благовещения Пресв. Богородицы на Бережках. Вокруг В. сформировалась большая духовная семья. В Благовещенском храме трудились девушки и молодые женщины, они следили за чистотой в храме, украшали его цветами к праздникам. Летом всем приходом ездили в паломничества (в Киев, Саровскую и Дивеевскую пустыни). В. по-прежнему окормлял дивеево-кашинских сестер, к-рые приезжали к нему из Сергиева. Дружил с прихожанами, особенно с семьей юристов Краснопевцевых (Б. И. Краснопевцев, студент юридического фак-та МГУ, был иподиаконом Патриарха Тихона, к-рый благословил Бориса стать старшим иподиаконом В.).

Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография
Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография

Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография
В кон. сент. 1923 г. В. присутствовал на собрании епископов в Донском мон-ре по вопросу о примирении с обновленцами (см. Обновленчество), выступил против сближения. В. участвовал также в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. (погребение свт. Тихона), подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому).

22 дек. 1925 г. В. вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе со Свердловским (Екатеринбургским) архиеп. Григорием (Яцковским). 29 янв. 1926 г. запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским). 28 мая 1926 г. за литургией в московском храме Вознесения Господня принес публичное покаяние и выступил с проповедью, в к-рой дал глубокий богословский анализ расколу. Кратковременное пребывание архиерея в расколе подорвало его авторитет среди верующих, его перестали приглашать для служения в московских храмах.

После того как в 1927 г. при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя был образован Временный Патриарший Свящ. Синод, В. подал прошение о назначении его на кафедру; 22 июня он был назначен епископом Козловским, временно управляющим Тамбовской епархией. Проживал в г. Козлове (с 1932 Мичуринск), приезжал в Москву для участия в заседаниях Синода. В Козлове В. подружился с семьей настоятеля Ильинского храма прот. Владимира Нечаева (отец Волоколамского митр. Питирима), архиерей назначил прот. Владимира благочинным храмов Козлова. Также В. был близок с жившим в то время в городе схиархим. прп. Севастианом (Фоминым). 9 апр. 1930 г. В. был возведен в сан архиепископа. 18 сент. 1930 г. арестован по обвинению в «антисоветской и контрреволюционной деятельности». Освобожден 4 февр. 1931 г. из-за недоказанности обвинения. Вернулся в Козлов, в 1935 г. к Пасхе награжден правом ношения креста на клобуке.

26 окт. 1935 г. В. был вновь арестован, заключен в тюрьму в Мичуринске. Поводом к аресту послужили найденные властями в Ильинской ц. Мичуринска серебряные и золотые церковные сосуды весом 23 кг. Власти обвинили архиерея в «умышленном сокрытии ценностей», а также в «антисоветской агитации, призывах к террористическим акциям против представителей власти» и др. В ходе заседания выездной сессии спецколлегии Воронежского обл. суда 25 апр. 1936 г. В. был приговорен к 8 годам лишения свободы. Попытка обжаловать приговор не удалась, и вскоре архиерей был направлен в Ухтпечлаг НКВД СССР (Коми АССР). О кончине святого существуют разноречивые данные. Материалы «Личного дела заключенного Пятницкого В. В.» указывают дату - 9 янв. 1941 г. (без уточнения обстоятельств). К. А. Розова в своем исследовании, давая подробное описание последних дней В., сообщает, что первоначально он работал в лагере на лесоразработках, но впосл. был признан инвалидом, не способным к физическому труду, и переведен в с. Кылтово (ныне Княжпогостский р-н Республики Коми), где находился до 10 дек. 1938 г. Оттуда в связи с прогрессирующей дистрофией архиерей был перевезен в тюремную больницу Свердловска, где скончался.

В. был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г.

Соч.: Ветхозаветные чудеса воскрешения: Анализ текста повествования Библии и доп. данные: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1918. Ркп. (РГБ ОР); Беседа на день св. ап., евангелиста и девственника Иоанна Богослова // ЖМП. 1969. № 10. С. 27-31; Слово в Неделю всех святых, в земли Российской просиявших // Андреевский вестн. / ОДС. 2001. № 2 (3).
Арх.: ЦГИАМ Ф. 229. Оп. 4. Д. № 3368; Д. № 5034; Д. № 3540; Архив УФСБ Рязанской обл. Д. № 5237; ГАРФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 230. Л. 1 [опросный лист арестованного Политич. Красного Креста]; Архив УФСБ Тамбовской обл. Д. № Р-13044; Архив УИН Минюста Республики Коми (г. Ухта). Д. № 11231 П-41 [личное дело заключенного Пятницкого В. В.]; МП СКК. Оп. 54. Д. 1. Т. 2: Серафима (Розова К. А.), схим. Архиеп. Вассиан (Пятницкий), 1879-1940 гг.: Личность. Жизнь, деятельность: Ист.-психолог. очерк. М., 1989. Ркп.
Ист.: Опросный лист В. В. Пятницкого // ЦИВ. 1999. № 2/3. С. 62-63; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 385, 415.
Лит.: Волков С. А. Возле монастырских стен: Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000 (по указ.); Иоанн (Снычёв), митр. Церк. расколы. С. 20-108; Из истории российской иерархии: Ст. и док-ты / Сост. П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 193.
Ж. Р. Багдасарова, В. В. Марковчин
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Архиепископы Русской Православной Церкви Собор Рязанских святых (10 июня) Вассиан (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), архиепископ Мичуринский, викарий Тамбовской епархии, священноисповедник (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) Тамбовская епархия Русской Православной Церкви
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской)
АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых)
ВАСИЛИЙ (Богоявленский Василий Дмитриевич; 1867-1918), архиеп. Черниговский, сщмч. (пам. 14 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Пермской миторолии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)
ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких)