Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«БРАТСКОЕ СЛОВО»
Т. 6, С. 199-201 опубликовано: 2 октября 2009г.


«БРАТСКОЕ СЛОВО»

журнал, посвященный изучению и критике старообрядчества. Выходил в Москве в 1875-1876 гг. (4 раза в год), 1883-1899 гг. (в 1883-1896 - 2 раза в месяц, в июне и июле не издавался, в 1897-1899 ежемесячно, кроме июня и июля), 1906-1917 гг. (с 1906 по авг. 1916 - 2 раза в месяц, с сент. 1916 ежемесячно). В 1875-1876, 1883-1899 гг. редактором являлся проф. МДА Н. И. Субботин. В выпусках с 1906 по № 2 за 1910 г. редактор не указан, с № 3 за 1910 до 1913 г. редактором журнала являлся прот. И. А. Орфанитский, № 1-2 за 1913 г.- С. П. Полиевктов и свящ. В. П. Цветков, с № 3 за 1913 г. до прекращения издания - свящ. В. П. Цветков. Журнал издавался Братством св. Петра митрополита. В 1877-1882, 1900 - апр. 1906 г. Братство публиковало «Материалы для истории раскола за первое время его существования» и журнал не печатался.

Первоначально «Б. с.» состоял из 3 разделов. В 1-м публиковались материалы, «служащие к разъяснению раскола в его истории, вероучении и жизни». Памятники, относящиеся как к ранней, так и к более поздним периодам истории старообрядчества, издавались в полном виде, с соблюдением особенностей правописания, сопровождались предисловиями и примечаниями, в отдельных случаях - литографированными фрагментами рукописей. 2-й разд. включал исследования, посвященные старообрядчеству, как исторического, так и догматико-полемического характера. В 3-м разд. («Смесь») публиковались рецензии, библиографические замечания, летопись старообрядческой жизни, основанная на материалах, полученных из разных регионов России, а также хроника деятельности Братства св. Петра митрополита. Возобновление журнала в 1883 г., по мнению редакции, было актуально в связи с обострившейся полемикой вокруг старообрядчества, к-рое, как считал Субботин, все более набирало силы и было «поставлено на пьедестал» российским об-вом. Одной из главнейших тем «Б. с.» в 80-90-х гг. XIX в. было исследование и обличение недавно возникшей Белокриницкой иерархии; эта тема разрабатывалась преимущественно в работах Субботина и архим. Павла (Прусского).

До 1900 г. журнал опубликовал значительное число не потерявших своего научно-исторического значения материалов, напр., деяния московского федосеевского собора 1883 г. (1884. Т. 2. № 11-17), сведения о малоизвестных старообрядческих согласиях ([Антонов Е.] Нечто о безпоповских сектах: покрещеванцы, нетовцы, отрицанцы - 1884. Т. 1. С. 31-42; Павел (Прусский), архим. До чего доходят именуемые старообрядцы - 1893. Т. 1. С. 571-576; Д. В. Б. [Д. В. Батов?]. Нижегородский безпоповщинский собор для суда над самокрестами (1891) - 1895. Т. 2. С. 512-513, 594-603), материалы о заключенных в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре старообрядческих епископах Геннадии, Кононе и Аркадии (1883. Т. 1. С. 179-192; 1884. Т. 1. С. 107-120, 157, 162, 321-330). Большое внимание было уделено рассмотрению «Окружного послания» и жизнеописанию его автора Кабанова И. Г. (Ксеноса) (1884. Т. 1. С. 195-220, 243-255, 297-318, 355-358, 366-369, 410-420, 464-470).

В журнале впервые увидели свет мн. старообрядческие сочинения - жизнеописания, труды по истории согласий. Наиболее значимыми были публикации биографии старообрядческого архиеп. Московского и Владимирского Антония (Шутова), составленной А. В. Швецовым (впосл. старообрядческий Уральский еп. Арсений) (1883. Т. 1. С. 37-43, 148-160, 212-220, 262-268, 302-312), «Жизнеописания Иллариона Георгиевича Ксеноса», написанного старообрядческим еп. Сильвестром (1892. Т. 1. С. 65-79, 151-160, 223-236). Истории отдельных согласий были посвящены анонимная повесть об основании филипповского согласия (1884. Т. 1. С. 534-539), сочинения о начале Белокриницкой иерархии - «Происшествие господина Амвросия митрополита, о возведении его на престол, и священнодействии, и о лишении престола, и о заточении, и о блаженной кончине жизни сказание вкратце» инока Нила (1890. Т. 1. С. 392-406, 482-486, 552-558, 633-642), «Достоверное сведение о Белокриницкой митрополии» старообрядческого еп. Конона (1891. Т. 2. С. 308-315). В «Б. с.» регулярно помещались записки крестьян-старообрядцев о своей жизни в старообрядческих общинах и часто об исходе из них: «Рассказы крестьянина Вострякова (1884. Т. 1. С. 171-194), «Повесть крестьянина Чуракова» (Там же. С. 500-519), «Из памятных записок бывшего старообрядца Т. Тихомирова» (1892. Т. 2. С. 74-80, 240-252).

К кон. 90-х гг. XIX в. значение журнала упало, что было связано с увеличением числа публикаций о старообрядчестве в др. изданиях, часто полемизировавших с «Б. с.», а также с активизацией после 1905 г. издательской деятельности старообрядцев. Этап 1906-1917 гг. был наименее заметным в истории журнала, в 1917 г. его тираж не превышал 300 экз.

Указ.: Братское слово. 1875,1883-1897, 1911-1914/15 [годовые в прил.]; Колосов Н. А. Указ. к «Б. с.» за 15 лет существования (1875, 1876, 1883-1895). М., 1896.
Лит.: Рункевич С. Г. // ПБЭ. Т. 2. Стб. 1079-1082; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 28-29.
Е. А. Агеева, А. В. Знатнов
Ключевые слова:
Журналы православные Периодические издания "Братское слово", журнал, посвященный изучению и критике старообрядчества
См.также:
«БЛАГОВЕСТ» журнал, изд. в 1883 – 1890 гг.
«БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» православный журнал (с 1998 г.)
«БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» издание Московской Патриархии, выходящее с 1960 г.
«БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК» журн., Сергиев Посад, (1892-1918 гг., возобн. в 1993 г.)
«БОЖИЯ НИВА» ж., издавался ежемесячно в 1902-1917 гг. Троице-Сергиевой лаврой
«ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОГО ЭКЗАРХАТА» издается с 1990 г.