Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЛИЛУИЯ
2, С. 34-36 опубликовано: 29 октября 2008г.


АЛЛИЛУИЯ

[евр.    hy + ,  - восхваляйте Господа], торжественная литургическая аккламация, содержащая две первых буквы ( ) Имени Божия. Авторы 1 Пар возводят возникновение богослужебного употребления А. ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36), когда А. (вместе с Аминь) служило ответом народа на пение псалма. Изначально А. возглашалась, видимо, возглавлявшим общественную молитву, к-рый тем самым призывал народ воздать хвалу Господу (Пс 113. 1; 117. 1; 135. 1, 3; 148. 1-4; 150). В ВЗ встречаются похожие призывы: «пойте», «благодарите» Господа (Пс 32. 2-3; 96. 1-2; 105. 1-3; 135. 1-3; 149. 1).

Аллилуия. Припев к антифонам служб по Типикону Великой церкви. Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. Хлуд. № 29д. Л. 75 об.)
Аллилуия. Припев к антифонам служб по Типикону Великой церкви. Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. Хлуд. № 29д. Л. 75 об.)

Аллилуия. Припев к антифонам служб по Типикону Великой церкви. Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. Хлуд. № 29д. Л. 75 об.)
Собравшиеся на богослужение отвечали на это исполнением гимна. Четкое литургическое деление на призыв предстоятеля и хвалебное песнопение народа сохранилось в нек-рых текстах: Исх 15. 21; Пс 136. Позже формула «А.» становится независимой и может встречаться в конце псалма (22. 24; 104. 35; 105. 45; 106. 48 и др.), превращаясь, т. о., в хвалебное песнопение общины. Так аккламация «А.» наряду с «благословите Господа», «Аминь», «Осанна» получила важное место в иудейском богослужении. В неканонических книгах (Тов 13. 18; 3 Макк 7. 13) впервые встречается греч. транслитерация выражения «А.» (всего в Септуагинте - ок. 20 раз, всегда в начале текста, как призыв к общине), оставшегося непереведенным (греч. ἀλληλούϊα, лат. alleluia, церковнослав.  ). 4 раза А. как часть более сложной аккламации встречается в Откр 19 (ст. 1-6) при изображении небесного благодарственного богослужения за поражение «великой блудницы». В ст. 5 А. переводится: «Хвалите Бога нашего». В тексте древнейшей слав. Псалтири, обнаруженной при раскопках в Новгороде в 2000 г. и датируемой не позднее 1030 г., слово «А.» переведено в указаниях после псалма: «Пойте славу Господу по два раза» (что можно понимать как указание «сугубить» А.- см. ниже).

Лит.: Schlier H. // ThWNT. Bd. 1. 264; Westermann C. Das Loben Gottes in den Psalmen. Gött., 1968; Grüsemann F. Studien zur Formgeschichte von Hymnus und Danklied in Israel. Gött., 1969. (WMANT; 32). S. 32-35, 79; EWNT; Billerbeck. Bd. 3. S. 822; Kraft H. Die Offenbarung des Johannes. 1974. S. 240-245; Lohse E. // RGG. Bd. 3. S. 38.
ЭНП

В иудейском богослужении А. употреблялась при пении аллилуйных псалмов, образовывавших малый (егип.) и большой галлелы, певшиеся в субботы и праздники. Пение псалмов с припевом А. естественным образом перешло в практику ранней Церкви.

В богослужении вост. обрядов А. сопровождались псалмы на литургии, предшествовавшие чтению Евангелия, сопровождавшие принесение хлеба и вина, причащение (Cabrol. Col. 1242-1243). О пении А. перед Евангелием сообщают арм. Парижский и Иерусалимский лекционарии V в., груз. Иерусалимский канонарь VII в., древние списки литургий апостолов Марка и Иакова, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (см. Аллилуиарий). О пении А. в качестве припева к стихам псалма при принесении Даров упоминает груз. Иерусалимский канонарь (А. пели в нек-рые праздники вместо тропарей, превратившихся позднее в херувимские песни; очевидно, А. пели в конце псалма и в те дни, когда тропарь присутствовал,- отсюда обязательное А. в конце херувимских.- Taft. P. 89-102). А. служила также завершением псалма во время причащения - отсюда А. после причастна и после тропаря      (Conomos. P. 2-19). Все эти виды пения А. за литургией вошли в принятый ныне в правосл. Церкви евхаристический чин визант. обряда. Визант. толкователи богослужения так объясняли слово «А.»: «Эту песнь - Аллилуиа - изрекли вдохновляемые Святым Духом пророки. Означает же она пришествие Божие - она значит: «грядет Бог» и «пойте Его», что пророчески изречено и воспевается» (Симеон Солунский. Соч. С. 66). Кроме Евхаристии за богослужением визант. обряда А. поется при следующих священнодействиях: во время помазания воды елеем при совершении таинства Крещения (Там же; см. Требник. Ч. 1-2. С. 50); при помазании престолов и антиминсов св. миром во время их освящения (Симеон Солунский. Соч. С. 159-160; см. Чиновник. Т. 2. С. 36, 149; Чин освящения. С. 118).

О пении А. в качестве припева к псалмам служб суточного круга сообщают визант. богослужебные уставы. В песненном последовании А. служила припевом ко всем нечетным из 68 рядовых антифонов вечерни и утрени, она прибавлялась к каждому стиху псалмов (см. Арранц. С. 50-53, 95-122). В богослужение по монастырским Студийскому и Иерусалимскому уставам из аллилуйных антифонов песненного последования перешли: 1-й рядовой антифон (см. Блажен муж); 1-й и 3-й антифоны песненной панихиды, превратившиеся в 1-ю и 3-ю статии непорочных в чинах отпевания мирянина (Требник большой. Л. 90об.- 93, 96-98) и священника (Там же. Л. 127-129об., 132-133об.); 2-й праздничный и 3-й будничный антифоны литургии. После каждого стиха этих антифонов поется А. Мелодический стиль А. служб песненного последования мог быть как силлабическим, так и мелизматическим; мелизматика наиболее характерна для запевов руководителя хора (см. Strunk. P. 124-126). Студийский устав предписывал на утрене осмогласное пение кафизм Псалтири с припевом А.- т. н. аллилуиариев, авторство к-рых приписывается прп. Феодору Студиту (Скабалланович. С. 404-407). Простота мелоса обусловила их преимущественно устное распространение. В визант. и древнерус. рукописях они изредка представлены в виде 72 мелодических формул (по 9 в каждом гласе, со знаменной нотацией), соответствующих первым псалмовым полустишиям 3 кафизм (девяти «Слав»), с силлабической каденцией для припева А. в каждой из них. Эти формулы служили образцами для распева всех псалмовых стихов в положенных по уставу кафизмах. Кроме того, по Студийскому уставу исполнение нек-рых кафизм и псалмов сопровождалось пением 72 аллилуиариев, составленных прп. Феодором Студитом (Скабалланович. С. 404-407). По общепринятому ныне Иерусалимскому уставу на вечерне и утрене с припевом А. поются: Блажен муж, полиелей и сопровождающий его трижды в году 136-й псалом (последний поется «с аллилуиею красною».- Типикон. Т. 2. С. 800). С 1-й пол. XVI в. распространенной традицией стало пение Пс 136 демеством. В древнерус. певч. рукописях кон. XVI-XVII вв. псалмовые стихи фиксировались в виде 9 различных формул обычно для 2, 3 и 17-й кафизм с припевом А., без обозначения гласа (иногда выписывались избранные стихи из всех положенных на утрене кафизм). Эту новую традицию, сменившую осмогласное пение кафизм (по Иерусалимскому уставу), исследователи приписывают Маркеллу Безбородому (сер. XVI в.). Она поныне сохраняется в богослужебной практике и певч. книгах старообрядцев-беспоповцев, в устной традиции казаков-некрасовцев. Мелодически развитые припевы А. могут включать аненайки. В совр. богослужении чтение кафизм и отдельных псалмов обычно замыкается славословием, включающим троекратную (или двукратную) А. (см. ниже). Традиция заканчивать трехпсалмия А. отмечена уже в соч. «О девстве» Псевдо-Афанасия (ок. 390): «После трех псалмов говори Аллилуиа» (De virginitate // PG. 28. Col. 276). Студийский и Иерусалимский уставы знают также вечерню и утреню «с Аллилуия» - с пением постовых или заупокойных аллилуиариев (см. ниже). А. является припевом к четным икосам акафистов, ко всем икосам заупокойного кондака (проимий    .- Требник большой. Л. 141об.- 143об., см. также л. 151об.- 152).

В богослужении зап. обрядов А. также имеет широкое употребление. В богослужении рим. (см. Cabrol. Col. 1236), амвросианского (см. Cabrol. Col. 1240-1241), галликанского (см. Cabrol. Col. 1238-1239), испано-мосарабского (см. Cabrol. Col. 1241-1242), кельт. (см. Cabrol. Col. 1239-1240) обрядов можно выделить 3 вида А., к-рые различаются местом в богослужебном круге и строением текстов: 1) антифоны в псалмодии оффиция и в песнопениях Пасхальной ночи; 2) заключительные построения в песнопениях проприя мессы (интроитах, офферториях, communio), а также в антифонах и респонсориях оффиция в Пасхальное время; 3) самостоятельное песнопение мессы (см. Аллилуиарий, Тракт). Пение А. на Западе сопровождается богатой мелизматикой (см. Секвенция, Юбиляция).

Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1; Cabrol F. Alleluia: Acclamation liturgique // DACL. Vol. 1. Col. 1229-1246; Wagner P. Alleluia: Chant // Ibid. Col. 1226-1229; Keet C. C. A Liturgical Study of the Psalter. L., 1928; Krinetzky L. Israels Gebet im Alten Testament. Aschaffenburg, 1965; Гарднер И. Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике // Православный путь. Джорд., 1966. С. 145-170; Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 19712. С. 154-169; он же. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971. С. 125-129; Strunk O. The Byzantine office at Hagia Sophia // Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-150; Lodi. Enchiridion; Taft. Great Entrance; Conomos D. The Late Byzantine and Slavonic Communion Cycle: Liturgy and Music. Wash., 1985 (DOS; 21); Schkolnik I. Alleluiaria by Theodore the Studite and the Tradition of Distributed Psalter in Byzantine rite // Musica Antiqua. XI. Acta musicologica. Bydgoszcz, 1997. P. 77-87; Арранц М. «Око церковное»: Переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона». Рим, 1998; Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI в. / Пер., предисл. и коммент. М. С. Желтова // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 111-126.
М. С. Желтов, И. Е. Лозовая, Н. И. Ефимова

Служба с А.

Выражениями «на утрени Аллилуия» или «поем Аллилуия» Типикон обозначает постовое богослужение седмичных (с понедельника по пятницу) дней (Типикон. Гл. 9. Т. 1. С. 40-53; гл. 49. Т. 2. С. 824-844) или заупокойное богослужение субботы (Типикон. Гл. 13. Т. 1. С. 59-62; гл. 49. Т. 2. С. 802-806, 863-866), различая постовое (или заупокойное) богослужение и праздничное (или будничное), когда «на утрени поем Бог Господь». На утрене А. поется после шестопсалмия, заменяя собой Бог Господь. В седмичные дни А. на утрене поется Великим постом (если не случится полиелей), а также в малые посты, если случится память святого, не имеющего тропаря. Утренняя А. седмичных дней поется со стихами из песни прор. Исаии (Ис 26. 9, 11, 15 - Часослов. С. 57; см. Библейские песни) на текущий глас Октоиха. В субботние дни А. на утрене поется в т. н. родительские субботы, а также в те субботы, в к-рые случится память святого, не имеющего тропаря. Субботняя А. поется со стихами псалмов (Пс 64. 5; 101. 13; 24. 13.- Типикон. Т. 1. С. 60) на 2-й глас, а в две вселенские субботы - на 8-й глас. На панихиде поется так же, как и во вселенские субботы. На вечерне А. заменяет собой прокимен и поется только в малые посты при совершении утрени с А. во вторник, среду, четверг, пятницу (т. о., А. на вечерне может петься вечером в понедельник, вторник, среду, четверг). В воскресенье вечером на вечерне А. не поется, в пятницу вечером А. поется только накануне двух вселенских суббот. На вечерне А. (кроме пятниц накануне вселенских суббот) поется со стихами псалмов (вечером в понедельник - Пс 37. 2, во вторник и четверг - 98. 5, в среду - 18. 5), на 6-й глас (Часослов. С. 156-157). В пятницы накануне двух вселенских суббот А. поется та же, что и на утрене в эти субботы, с опущением 2-го стиха. Этот же аллилуиарий поется на панихиде (Типикон. Гл. 14. Т. 1. С. 62), при отпевании монаха (Требник большой. Л. 108об.), младенца (Там же. Л. 107об.); чин отпевания священника содержит, кроме четырехкратного повторения этого аллилуиария (Там же. Л. 135, 136, 137об., 170), 4 аллилуиария со стихами псалмов 22, 23, 83, 111 (Там же. Л. 135об., 137, 138, 138об.). Употребление А. за заупокойным богослужением встречается и в испано-мосарабском обряде (Cabrol. Col. 1235).

Такое различение служб в Иерусалимском Типиконе сообщает неск. печальный характер пению А., что не отвечает ветхозаветному и древнехрист. его пониманию, а также употреблению А. за литургией, где А. является торжественной, можно сказать, «пасхальной» аккламацией. Зап. традиция придает пению А. исключительно торжественный характер (см. Cabrol. Col. 1233-1235). Но можно указать пример торжественного понимания А. и в визант. гимнографии - службу вмч. Георгию, к-рая всегда бывает в послепасхальное время (23 апреля ст. ст.): стиховные стихиры малой вечерни здесь оканчиваются троекратным повторением А. «Христу Воскресшему» (Минея (СТ). Апрель. Л. 82об.- 83). Кроме того, подобное различие в службах по Иерусалимскому Типикону отнюдь не является древним. Проф. И. А. Карабинов в докладе «Правило о поклонах» на Поместном Соборе 1917-1918 гг. справедливо отмечал, что т. н. аллилуйные службы в более древнее время были просто вседневными, а не исключительно постовыми или заупокойными, в доказательство чего приводил ряд убедительных примеров из истории богослужебного устава (БТ. 1998. Сб. 34. С. 340-341).

Лит.: Розанов. Устав. С. 160-165, 481-546, 745-767; Никольский. Устав. Т. 2. С. 41-319; Cabrol F. Alleluia: Acclamation liturgique // DACL. Р., 1924. Vol. 1. Col. 1229-1246.
М. С. Ж., П. В. Уржумцев

Конечное славословие с А.

Сокращением    в богослужебных книгах правосл. Церкви обозначается троекратное чтение или пение славословия       . Это славословие в церковных чинопоследованиях служит завершением чтения кафизм, отдельных их антифонов (см. Слава), трехпсалмий, отдельных псалмов (в т. ч. тропарей по непорочных, «присоединяемых» к Пс 118). На Руси с XV в. велись споры о том, как следует произносить этот вид А.: «сугубить» (т. е.      ) или «трегубить» (читать, как указано выше). Мнение о правильности исключительно сугубой А. явилось одной из формальных причин появления старообрядческого раскола (см. Старообрядчество), обвинившего реформаторов богослужебных книг в XVII в. в четверобожии (согласно этому мнению, слова «Слава Тебе, Боже» являются переводом слова «А.», и поэтому трегубящие А. произносят «А.» как бы четырежды).

Первоначально сугубая и трегубая формы возглашения А. в конечном славословии сосуществовали (Голубинский. С. 443-449). В 1419 г. митр. Фотий на вопрос псковского духовенства отвечал, что правильнее трегубить А. После этого на нек-рое время споры прекратились. Однако спустя 35 лет они были вновь возбуждены неким мон. Афанасием, предположительно основавшим в окрестностях Пскова мон-рь свт. Николая. Афанасий, отстаивавший сугубую А., и его оппоненты обвинили друг друга в ереси; сохранилась обширная переписка сторон (Там же. С. 450-455).

Решающую роль в полемике сыграло житие прп. Евфросина Псковского, написанное неизвестным автором в нач. XVI в. Голубинский убедительно доказал, что в основе жития лежит переписка Афанасия; полемика Афанасия с его оппонентами превратилась в полемику прп. Евфросина с псковичами (Там же. С. 453-462). Автор жития дополнил свое произведение рассказом о явлении ему самому Пресв. Богородицы и прп. Евфросина, якобы заповедавшим сообщить тайну сугубой А. всей Церкви. На Стоглавом Соборе 1551 г. было принято постановление о необходимости сугубить А., непокорным Собор угрожал анафемой (Стоглав. Гл. 42 - см. Емченко. С. 319). На решение Собора повлияло житие прп. Евфросина Псковского, а также позиция прп. Максима Грека (Голубинский. С. 462-465). К сер. XVII в. на Руси повсюду утвердилась практика двоить А., к тому времени уже закрепленная многочисленными печатными изданиями. Однако Патриарх Никон, приводивший рус. богослужебную практику в соответствие с греческой, выпустил в 1656 г. Часослов и др. книги с тройной А. Это вызвало смущение и в обстановке начинавшегося раскола подало повод к обвинениям в «ереси» и «непослушанию Пресвятой Богородице», как это представлялось с т. зр. постановлений Стоглавого Собора и жития прп. Евфросина. Окончательное решение по поводу сугубой А. было принято Большим Московским Собором (см. Собор Русской Церкви 1666-1667 гг.) в мае 1667 г., указавшим на неточности в житии прп. Евфросина и запретившим сугубую А., сохранившуюся в среде старообрядчества, а также у единоверцев (см. Единоверие). В нек-рой связи с проблематикой сугубой и трегубой А. находится вопрос об однократном или троекратном пении А. на литургии во время малого входа (см. Входной стих).

Лит.: Ключевский В. О. Псковские споры // ПО. 1872. № 12. С. 711-743; он же. Соч. М., 1959. Т. 7. С. 76-101; Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881; Нильский Н. К истории споров об аллилуйе // ХЧ. 1884. Май-июнь. С. 690-729; Малов Е., прот. Об «Аллилуия»: Вразумление старообрядцам // ПС. 1891. № 11. С. 187-208; № 12. С. 251-266; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К., 1901. С. 1-32; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 18-46; он же. Житие преподобного Евфросина Псковского. СПб., 1909. (ПДПИ; № 173); Голубинский. История РЦ. Т. 4. С. 442-465; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 137, 319.
М. С. Желтов
Ключевые слова:
Богослужение Римской Католической Церкви Богослужение Восточных (нехалкидонских) Церквей Аллилуия, торжественная литургическая аккламация Иудейское богослужение, общее наименование литургических традиций иудаизма раввинистического Богослужение православное Аккламация, в христианском литургическом обиходе - текстовая, либо текстово-мелодическая формула Богослужение старообряцев Чинопоследование Литургии
См.также:
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
ACCESSUS AD ALTARE название одного из моментов литургии верных
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи
ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение
ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ четверг Страстной седмицы
ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ древний христ. гимн, один из важнейших текстов утрени
ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней
ВЕЧЕРНЯ одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви
ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии
ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
БОГОСЛУЖЕНИЕ одно из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа